рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Ахурамазда

Ахурамазда, Ахэра Мбзда (авест.), Аурамбзда (др.-перс.), Ормбзд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента). Буквальное значение — «господь премудрый». Первоначально имя Ахурамазды выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах «Младшей Авесты» (см. Мазда). В ахеменидских текстах (6-5 вв. до н. э.) этот термин писался слитно, т. е. воспринимался как новое имя древнего божества. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с 8 в. до н. э. «Авеста», в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин — громовержец (Зевс, Индра, Перун и т. д.), изображала Ахурамазду жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли («Ясна» 19, 1-6) и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём («Ясна» 43, 7). Из обычных форм жертвоприношения в честь Ахурамазды допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком («Ясна» 29, 6-7). Учение Заратуштры о функциях и поступках Ахурамазды содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма; о личном избранничестве Заратуштры Ахурамазды как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом Ахурамаздой («Ясна» 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли Ахурамазды (43, 1), о грядущей победе Ахурамазды и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед Ахурамаздой (30, 3-6, 44, 14 и др.). В «Ясне семи глав» образ Ахурамазды более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально «телом», назван огонь (Атар; 36, 6), небесные воды именуются его женами. «Яшт» (XVII, 16) величает Ахурамазду отцом низших божеств Аши, Сраоши, Рашну, Митры и самой религии. Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, Ахурамазды выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н. э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он «всемогущ, велик, победоносен». Помимо этих двух основных трактовок, в «Авесте» сохранялись остатки архаических представлений: «Ясна» (30, 5 и 51, 30) и «Яшт» (XIII, 3) донесли раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди. Тот же «Яшт» (XIII, 80) приписывал Ахурамазде личного генияфраваши, что подразумевало знак его, Ахурамазда, сотворённости и, тем самым, вторичности. Показательно, что каноническая «Авеста» умалчивала о происхождении Ахурамазды Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы). В «Гатах» Ахурамазда — отец святого духа Спента-Майнью и духа зла Ангро-Майнью; в «Младшей Авесте» Спента-Майнью абсорбируется с Ахурамаздой. Ахурамазда сотворил все бытие («Ясна» 44, 4-5; поздние пехлевийские переводчики подставили отсутствующее в оригинале определение «благое»), облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью, Ахурамазда в «Гатах» стоит над этой борьбой, но в «Младшей Авесте» он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов («Яшт» XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях («Яшт» XIV 35). Младоавестийский образ Ахурамазды (греч. форма имени — Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. до н. э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания Ахурамазды и с учётом ранних ассирийских и ахеменидских сведений служит одной из предпосылок для исторической реконструкции маздеизма в целом.

Лит.: Wesendonk O. G. Zu altpersisch Auramazda, «Zeitschrift fьr Indologie und Iranistik», Lpz., 1929; Hartman S., Der Name Ahura Mazdah, в кн., Synkretismus im syrisch-persischen Kulturgebiet, Gцtt., 1975 (Abhandlungen der Akademie der Wisserschaften in Gцttingen Philologisch-Historishe Klasse, Folge 3, No 96).

Л. А. Лелеков

Оцените эту статью
Sidebar