рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Спента-Майнью

Спента-Майнью (авест., «дух святости»), в иранской мифологии дух-творец. Спента-Майнью вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью («Яшты» XIII 3; XVIII 2; XIX 96). Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, Спента-Майнью вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок»; Спента-Майнью создает благую часть мира, а его брат — плохую («Бундахишн» 1, 8 и др. источники). Согласно «Яшту» (VIII 48), все творения Спента-Майнью — «Те, что живут под землей, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир Спента-Майнью». Вместе с Огнём Спента-Майнью наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой («Ясна Семи глав», 36, 1).
По второй концепции образа, Спента-Майнью — ипостась, творческий аспект Ахурамазды.
Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад» (I 122а) содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце 4 в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.

Лит.: Ost og Vest, Kbh, 1945, Lentz W., Seiler H., Tavadia J. C., Yasna 47, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1953, Bd 103.

Л. А. Лелеков

Оцените эту статью
Sidebar