рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Боевые искусства сикхов

Боевые искусства сикховКультура Востока пестра и многообразна, она хранит множество удивительных тайн и древних откровений, не всегда доступных людям с западным складом ума. Но постепенно, шаг за шагом, европейцы открывают для себя все новые и новые крупицы этого бесконечного знания. И одной из подобных песчинок является боевое искусство сикхов – людей, до сих пор живущих по старинным правилам и традициям.

Народ сикхов возник на рубеже XVII – XVIII веков в процессе долгой борьбы с Великими Моголами, по окончании которой зародилось новое государство на севере Индии, в Пенджабе.

При этом в культурном и религиозном плане сикхи оказались на перепутье. Они не могли принять ислам, поскольку это была религия их врагов, Великих Моголов, а ярко выраженное стремление к свободе, возникшее в ответ на попытки порабощения, не позволяло согласиться с догматичным индуизмом и его жесткой кастовой системой.

В результате сикхи создали собственную религию – сикхизм. Не смотря на то, что она возникла в среде индуизма и ислама, она не признает такого наследования и является весьма оригинальной. Именно эта вера, в не малой степени, сформировала мировоззрение сикхов и сделалась стержнем их боевых искусств. Вести речь об этих искусствах без отсылок к религиозным и этическим нормам сикхов невозможно, настолько крепко они связаны.

Стоить отметить, что всех сикхов принято делить на «посвященных» и «непосвященных», соответственно на амиритдхари и сахаджхари. И те, и другие, являются последователями сикхизма, однако первые прошли обряд посвящения и сформировали особый воинский клан, называемый «хальса», а вторые – нет. Посвящение позволяет сикхам-амиритдхари иметь пять отличительных признаков, так называемые пять «К». К ним относится:

 

Сикхи никогда не стригут волос  1. Кеш – обычай не стричь волос и не сбривать бороду и усы
 Кангха – особый гребень в волосах  2. Кангха – особый гребень в волосах
 Качх – короткие штаны под верхней одеждой  3. Качх – короткие штаны под верхней одеждой
 Кан-кан – железный браслет-наруч на правой руке  4. Кара – железный браслет-наруч на правой руке
 Кирпан – сабля или кинжал  5. Кирпан – сабля или кинжал
 Атрибуты сикхского воина

 

«Непосвященные» не имеют права иметь эти признаки. Они хоть и являются сикхами, но не считаются воинами и не владеют боевыми искусствами.

А вот все мужчины хальсы, наоборот – воины. Как по духу, так и по умениям. Это часть их культуры, сформировавшейся в борьбе за свободу, а потому воинский дух у них в крови и передается из поколения в поколение.

Основным боевым искусством посвященных сикхов, входящих в хальсу является «гатка». Это отточенное умение вести бой с оружием против одного или нескольких противников. Традиционными в гатке являются три предмета. Длинный шест, часто окованный железом с одного или обеих концов, меч-кирпана и небольшой круглый щит.

 

 

Движения гатки основаны на двух основных принципах

В первую очередь это скорость и мощность наносимого удара. Поэтому сикхи-воины стараются тренировать реакцию и быстроту при любой возможности. Для повышения силы удара мечом, шестом или щитом сикхи используют высокие прыжки, но не для ударов ногами, как в других единоборствах, а для того, чтобы в момент касания оружия с телом противника приложить к нему полный вес своего тела без опоры на грунт.

Второй принцип гатки – непрерывность движения. Имея за плечами огромный боевой опыт, сикхи заметили, что основная потеря скорости и силы удара происходит в начале и в конце любого движения. Сначала происходит борьба с инерцией для разгона оружия, затем потеря времени на его извлечении из тела. Бойцы гатки решили этот вопрос кардинальным образом, введя огромное число непрерывных круговых движений, у которых нет ни начала, ни конца. Это и вращение оружием, создающее перед нападающим веер из отточенной стали, похожий на крутящийся винт вертолета, и вращение самого бойца вокруг своей оси. Даже при выполнении прыжков вращение не останавливается.

Со стороны действия мастера гатки похожи на завораживающий танец, с той разницей, что для врагов это действо оказывалось смертельным. Подобная техника требует не только высокой скорости реакции и точности, но и весьма крепкого вестибулярного аппарата. Зато ее эффективность просто поражает воображение. Эти вращения и прыжки, по мнению ряда экспертов, говорят о том, что украинский гопак мог иметь корни в гатке, что не противоречит современной теории переселения народов. Возможно, когда-то и гопак был эффективным боевым искусством, лишь потом превратившись в танец.

В общем, мужчины хальсы весьма и весьма подготовлены, как физически, так и психологически. Но и в такой среде есть своя воинская элита, настоящий рыцарский орден, сохранившийся до наших дней. Это ниханги.

Ниханги

НихангиКаждый из нихангов дал обет умереть в бою, а не от старости или болезней, а потому во всех войнах они отличались особой доблестью и отвагой, оставляя бреши в рядах врага. Ниханги не занимаются ничем, кроме тренировок в боевых искусствах – ни хозяйством, ни производством, ни земледелием.

Постоянные упражнения, состязания и показательные выступления в течение столетий отточили боевое искусство нихангов до совершенства. В его основе лежит идеология сокрушающей эффективности, а так же огромный боевой опыт предков. В этом боевое искусство нихангов, называемое «нарамхай-ниханго» не знает себе равных и сильно отличается от китайских или современных японских стилей, в которых во главу угла поставлена красивая теория или чистая акробатика, мало применимая в реальном бою.

 

Можно провести всем понятную аналогию различия между гаткой и нарамхай-ниханго. Гатка – боевое искусство рядовых воинов хальсы, нечто вроде армейского рукопашного и штыкового боя в современной армии, только гораздо более эффективное. А нарамхай-ниханго – боевое искусство спецподразделений, потому что именно спецназом были и остаются ниханги Пенджаба.

И если основной пехоте сикхов было достаточно гатки с тремя видами оружия, то спецподразделения нихангов нуждались в расширении арсенала. Кроме мечей и щитов они применяли копья для пешего и конного боя, а так же владели изощренной джигитовкой, позволявшей сикхской кавалерии творить чудеса на поле боя.

ЧакраНо легендарным оружием стала так называемая чакра – метательное кольцо, иногда с закрепленными на нем грузами. Опытный ниханг мог броском заточенной чакры обезглавить любого противника. Есть и «не летальные» виды чакры, например деревянное кольцо с грузами, метаемое под ноги бегущего противника, чтобы сбить его на землю, или чакра-сеть, так же с грузами на концах, при помощи которой можно обездвижить противника и взять его в плен.

Нарамхай-ниханго унаследовало от гатки принципы быстроты удара и непрерывных движений, однако это определенно другая, более высокая, ступень боевого искусства сикхов, за что говорит и расширенный арсенал, и некоторая разница в технике. Неспециалист на показательных выступлениях может и не отличить бойца гатки от бойца нарамхай-ниханго, но в реальном бою разница по эффективности станет очевидна. В нарамхай-ниханго были введены движения с резким изменением положения центра тяжести при ударе, что усиливало его мощь, а так же стремительные линейные выпады, необходимые для боя копьем. Кроме того, нарамхай-ниханго немыслимо без джигитовки и приемов конного боя.

Шастра-видья

 Но речь о боевом искусстве сикхов не может быть завершена описанием лишь гатки и нарамхай-ниханго, хотя эти боевые искусства, безусловно, являются основными для членов хальсы. Дело в том, что в гатке полностью отсутствуют приемы боя без оружия, поскольку рядовым пехотинцам это было не нужно. Ниханги являются основной ударной силой, но, действуя на поле боя, они так же не имели большой надобности в умении драться без меча и копья. И лишь необходимость проведения разведывательных операций, а так же на случай обезоруживания или побега из плена, в нарамхай-ниханго были разработаны приемы чисто рукопашного боя, без применения оружия. Их арсенал невелик и применяются они редко.

Многие уверены, что сикхам, постоянно находящимся при оружии даже в быту, бой голыми руками был не нужен и они не владеют его приемами. Но это не так. Среди нихангов существовала и существует своя элита, которая владеет тайнами еще одного боевого искусства — шастра-видья.

Эта система боя разрабатывалась не для применения при столкновении армий, а именно как система самозащиты в различных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть даже на дружественной территории. Шастра-видья окутана множеством тайн, а сведения о ней противоречивы. Но сомневаться в ее существовании не приходится, как не стоит сомневаться и в ее эффективности.

Доподлинно известно, что шастра-видья возникла позднее, чем гатка и нарамхай-ниханго и имеет ряд наследований от этих боевых искусств, например умение вести бой с несколькими противниками одновременно, поразительную скорость и мощь ударов, а так же непрерывные циклы траектории движения при атаке и защите. Стимулом для возникновения этой боевой системы в 19-м веке стало появление в Пенджабе англичан, которые не приветствовали ношение оружия на занятых ими территориях.

Шастра-видья имеет пять основных принципов: опережение противника по скорости, обманные движения и атаки на фланги, изменении линии атаки противника отклонением его движений, а так же умение свободно перемещаться в низких боевых стойках.

Сорокачетырехлетний Нидар Сингх, считающийся последним и единственным мастером шастра-видья, заявил в своем интервью BBC, что современный человек в принципе не может овладеть шастра-видья, поскольку нынешний образ жизни не позволяет уделить тренировкам должного количества времени. Но, возможно, это лишь одна из намеренно созданных легенд, призванных ограничить круг посвященных.

 

Дмитрий Янковский

Администрация проекта peoplesmyths.com выражает благодарность автору данного исследования – Дмитрию Янковскому, согласившемуся поделиться  им с нашими читателями.

При полном или частичном копировании материала, не забывайте пожалуйста указывать имя автора, а так же АКТИВНУЮ ссылку на сайт peoplesmyths.com

 

об авторе.. >>

4.2 (83.64%) 11 votes
Sidebar