рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Ахриман

Ахриман (фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Aвесты» — «Гатах» прообраз Ахримана можно усмотреть в Ака Мана, в других книгах «Авесты» — в Ангро-Майнью. Ахриман противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создает 16 стран добра, Ахриман — 16 стран зла («Вендидат» I); в противовес чистым «ахурийским» животным Ахриман создаёт змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, Ахриман («Вендидат» XIX) пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге «Ясна» (2) содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же — проклятия Ахримана. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Ясна» 9). Ахриман искушает благих людей, и иногда ему это удается, как, например, со справедливым царём Джамшидом (в «Авесте» — Йима), которому Ахриман вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»).
Противостояние Ахурамазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла (эти представления изложены в т. н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением является зороастрийское учение о четырёх мировых циклах (изложено в теологическом трактате «Бундахишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжение этих циклов происходит борьба Ахурамазды против Ахримана Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства (см. Иранская мифология). В борьбе против Ахримана Ахурамазде помогает человек. Так, первочеловек Каюмарс даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом.

Лит.: Darmesteter J., Ormazd et Ahriman, P., 1877.

И. С. Брагинский

Оцените эту статью
Sidebar