рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Адити

Адити (от др.-инд. а-diti — «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33; IV 25, 3; VII 82, 10), Ушас — ее отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3); она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3-4; 66, 3-4 и др.). Физические черты в описании Адити почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10: Адити — небо, Адити — воздушное царство, Адити — мать, она же — отец и сын…, Адити — рождённое, Адити — имеющее родиться… ср. AB VII 6, 7). Адити включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах Адити дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. a-diti:diti) и Дану — родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у Адити семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын — Maртанда (РВ X 72, 8-9), отвергнутый Адити, он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее Адити приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына Адити от Кашьяпы; Тваштар — её одиннадцатый сын. Иногда Адити характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: Адити — жена Вишну (Вадж.-самх. 29,60 = Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; Адити — дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») Адити выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и её братья, Адити (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты. Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят Адити в молитвах. Нередко использование Адити в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях с землёй (РВ I 72,9; AB XIII 1,38, и позже — Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй; а в ритуале — с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком Адити в «Ригведе» (IX 96, 15). Мифологических сюжетов с участием Адити мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. призыв Адити к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение Адити серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древ неиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (Адити и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя Адити заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.

Лит.: Hillebrandt A., Ьber die Gцttin Aditi, Breslau, 1876; Leumann B., Die Gцttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift fьr Indologie und Iranistik», 1928, Bd. 6, S. 1-13; Pandit M. P., Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.

B. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar