Тваштар
Тваштар (др.-инд. Tvastar, от tvaks-, «производить», «создавать»), в древнеиндийской мифологии бог-демиург, творец всех существ и форм. В «Ригведе» упоминается около 65 раз (он — «прекраснорукий», PB III 54, 12; VI 49, 9; его руки искусны; в руке у него — нож или топор, VIII 29, 3); в «Атхарваведе» Тваштар изображается как старец с чашей сомы в руках. Тваштара именуют «господином форм», «творцом форм» (PB I 13, 10; V 42, 13; ср. Шат.-бр. II 4, 3, 3; Тайтт.-бр. I 4, 7, 1; AB II 26, 1 и др.). Он — божественный мастер-создатель форм, он овладевает ими, творит и изменяет их; сам он многоформен и обладает «всеми формами» (отсюда его эпитет Вишварупа). Тваштар выковал для Индры палицу-ваджру и колесницу; для напитка сомы — чудесную чашу (луну), для Брахманаспати — железное оружие и т. д. Он создал мужа и жену, жениха и невесту (AB VI 78, 3; Тайтт.-бр. III 7, 4, 3), зверей, коней, он приносит семя, сыновей, богатство, помогает беременным. Позднее он отождествляется и вытесняется образом Праджапати как Вишвакармана. Тваштар, одиннадцатый сын Адити, имел жену-демоницу из асурского рода, которая родила ему трёхглавого Вишварупу и дочь Саранью в облике кобылицы. Индра убивает Вишварупу. Узнав об этом, Тваштар пришёл в ярость; она ещё более возросла, когда Индра без приглашения напился сомы, которой ведал Тваштар. Чтобы отомстить Индре, Тваштар создал из сомы и огня чудовище Вритру. Из других мотивов существенны создание Тваштаром Агни и Брихаспати, золотых рук Савитара, мёд Тваштара. Само имя Тваштар — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни (ср. авест. Tworрstar, «творец» и др.).
Лит.: Вloomfiеld M., Contributions to the interpretation of the Veda. III. The marriage of Saranyu, Twastar’s Daughter, «Journal of American Oriental Society», 1891, v. 15, p. 172-188; Ammer K., Tvastar, ein altindischer Schцpfergott, «Sprache», 1949, Bd 1, S 68-77, Leumann M., Der indoiranische Bildnergott Twastar, «Asiatische Studien», 1954, Bd 8, S. 79-84.
B. H. Топоров