Асуры
Асуры (др.-инд. Бsura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» Асуры могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (редко) небесные демоны — противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под Асурой понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей — AB VIII 6, 5); ср. «Каушикасутра» (87, 16; 88, 1), тогда как боги называются исключительно дева (deva-); в упанишадах боги также — сура (sura-), откуда толкование имени Асуры как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление Асуры богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об Асуре как высшем классе демонов, противостоящем богам.
Боги побеждают Асура (РВ X 157, 4); Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют Асура (X 53, 4); к Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить Асура (II 30, 4); Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру (X 138, 3), Варчина (VII 99, 5; вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца Асуры»). После гибели Асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман Асуры, связанные с тьмой и ночью (Шат.-бр. II 4, 2, 5; Тайтт.-самх. I 5, 9, 2), окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют Асуры.
В качестве создателя Асуров обычно называют Праджапати (или Брахму — в более поздних вариантах): Асуры возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана»; в другой версии этого же текста из брюшной полости); из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка»; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати («Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т. д. Весь состав Асуров не поддаётся точному определению, но часто под Асурами понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С Асурами связан ряд мифологических сюжетов:Асуры рождены Брахмой, они — старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града — железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец Асуров и их наставник — Ушанас, сын Бхригу; их царь — Хираньякашипу. Асуры возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града Асуров и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства Асуров и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с Асурами: Индра поражает Асуров Шамбару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают Асурам во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т. п. Асуры вместе с богами участвуют в пахтанье океана; боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); Асуры вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прахладу, почитавшего Вишну; Вишну в образе получеловека-полульва является царю Асуров, поражает его и освобождает Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю Асуры и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках Асуров. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сунде и его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асуp Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя Асуров, и т. п.). Соотношение Асуров и дева находит параллель в др.-иран. Ahura-:daeva — с той разницей, что у иранцев слово ahura (см. Ахуры) обозначало богов, daeva (см. Дэвы) — демонов.
Лит.: Kuiper F. B. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v. 15, p. 107-20.
B. H. Топоров
2) В буддийской мифологии Асуры (санскр. и пали asura, «не бог») существа, образующие один из шести разделов сансары. Асуры жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Девалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Асуры обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между Асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях Асуров, но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны Асуры символизируют зависть.
Л. Э. Мялль