рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Адитьи

Адитьи (др.-инд. adityas/as/), в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити [в «Атхарваведе» (IX 1, 4) мать Адитьи золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число Адитьи в ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В X гимне «Ригведы» (72,8) восемь: с семерыми Адити пошла к богам, а восьмого — Мартанду (см. Вивасват) отвергла; ср. «Атхарваведу» (VIII 9, 21) и «Тайттирия-брахману» (I 1, 9, 1), где Адитьи перечисляются: Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват; в «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми Адитьи упоминаются и двенадцать Адитьи (VI 1, 2, 8; XI 6, 3, 8). Несколько раз в качестве Адитьи упоминается Сурья, В VIII гимне к Адитьи в «Ригведе (18, 3) среди других Адитьи присутствует и Савитар. В «Атхарваведе» солнце и луна — Адитьи (VIII 2, 15), солнце — сын Адити (XIII 2, 9, 37), Вишну перечисляется в ряду других Адитьи (XI 6, 2). Однажды в «Ригведе» (VII 85, 4) Индра как Адитьи образует пару с Варуной. Адитьи обнаруживают связь с солярными божествами (Адитьи и солнце, РВ VII 60, 4; АдитьиАдитьи призываются при восходе солнца, VII 66, 12; более близкая связь отдельных Адитьи с солнцем, напр. Митры); ср. эпитеты Адитьи — «золотой», «блестящий», «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т. п. Космологические функции Адитьи — удерживание трёх земель и трёх небес (РВ II 27, 8-9; V 29, 1 и др.); всего, что покоится и движется (II 27, 3-4); Адитьи видят всё насквозь; они хранители вселенной (VII 51, 2). Адитьи наполняют воздушное пространство (X 66, 1-2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.); они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. Адитьи — хранители риты (РВ VI 51, 3) и враги лжи (II 27, 2, 9; VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию Адитьи (VII 66, 12), на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества (см. Асуры), на их связь с Индрой, Сомой, Агни. В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к Адитьи, рудрам, васу и др. В послеведийский период число Адитьи достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами (ср. связь семи Адитьи с днями недельного цикла). Следы индивидуализации внутри группы Адитьи отходят на задний план, и Адитьи начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из Адитьи. Сам класс Адитьи (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого учёного П. Тиме, в ведах Адитьи — отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя Адитьи и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен, Учитывая бесспорные древнеиранские соответствия именам и образам некоторых из Адитьи, приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду, ср. Амеша Спента древнейранского пантеона.

Лит.: см. при статье Адитья.

В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar