рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Демиург

Демиург (греч. dnmioyrgos, «ремесленник»; «мастер», «созидатель», букв. «творящий для народа»), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника.
В мифологии Демиургами часто являются такие персонажи, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Демиурга шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выковывает солнце и луну, чудесное сампо (ср. дагомейск. Гу и других афр. кузнецов), египетский бог Хнум создаёт мир и людей на гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является божественным творцом мира.
Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более «идеальными» способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т. п., как египетский Птах, создающий мир «языком и сердцем», или Яхве (ср. афр. богов-громовников (Мулунгу, Моримо, Myкуру, вызывающих людей, и др.). Так, Хнум, создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Демиургом по способу творения (ср. Вишвакарман). Демиург часто выступает как помощник верховного божества.
Демиург, изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т. д. (представления о Демиурге возникают параллельно или стадиально позднее).
Практически в архаических мифологиях функции Демиурга и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем — племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем (ср. создание людей Демиургом), который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером.
Постепенно, с усилением «космичности» этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо; см. Верх и низ), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм (или его рудименты) может сохраняться и на более поздних стадиях.
В литературе термин «Демиург» применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
В античности термин «Демиург» приобрёл мифолого-философское значение: у пифагорейца Филолая Демиург — принцип, сохраняющий сущность вещей несмотря на их текучесть (В 21); у софиста Крития — мировой ум (В 19); у Платона в диалоге «Тимей» Демиург — творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей (28 С — 29 А, 41 AB и др.); Демиург — устроитель космоса встречается и у Аристотеля (frg. 13 Rose); неоплатоническая разработка учения о Демиурге принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона «Тимей»); у гностиков Демиург — творческое начало, производящее материю, отягощённую злом.

Е. М. Мелетинский

Оцените эту статью
Sidebar