Гефест
Гефест (Hpaistos), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии, Гефест выступает или как фетиш пламени (Ноm. Il. II 426; IX 468; Ноm. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Ноm. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Гефест архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Ноm. Il. XVIII 382), На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Саrm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Гефест с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Гефеста» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Гефеста. кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Ноm. Il. XVIII 369-616), Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Ноm. Il. XIV 166-168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Гефестом В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) дается грандиозное описание подземной кузни Гефеста, где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7). Гефест приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), т. е. Гефест — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Гефест преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, p. 64) и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Гефестом, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.
В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrichten Gцtting. Gesellschaft der Wissenschaften», 1895; Malten L., Hephaistos, «Jahrbuch des deutschen archдologischen Instituts», 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rьckfьhrung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H. Gцtter und Menschen Homers, Stuttg., 1952; Delcourt M., Hйphaistos ou la lйgende du magicien, P., 1957.
А. Ф. Лосев
В произведениях античного искусства Гефест изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Гефестом в ловушку», «возвращение Гефеста с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана»
(Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гефест, С. 5. Мифы народов мира, С. 1959 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 301)]