рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Мулунгу

Мулунгу, Млунгу, Мурунгу, Мрунгу, Умлунгу, Мвунгу, Муунгу, Мунгу, первопредок и громовник в мифах бантуязычных народов Восточной Африки, живущих в Мозамбике, Малави, Танзании, Кении (яо, ньяса, макуа, ньянджа, чвабо, сена, шамбала, зарамо, гого, нгони, суахили, камба, гирьяма и др.), а также в мифах амбо (Намибия) и некоторых народов Заира. Распространение имени Мулунгу связано, по мнению ряда исследователей, с увеличением контактов между этими народами, расширением зоны употребления языка суахили. Имя Мулунгу вытесняло имена прежних богов в мифологиях этих народов или сосуществовало с ними в качестве «хвалебного». Вероятно, первичным было представление о Мулунгу как о первопредке. Характеру предка соответствует и созидательная деятельность Мулунгу (ср. Мукуру, Ункулункулу). Согласно мифологическим представлениям макуа, Мулунгу — демиург: вызывает из отверстий в земле сначала людей, а потом другие создания. В мифах камба Мулунгу спустил одну человеческую пару из туч на скалу, где ещё остались их следы. Другая пара вышла из термитника (местожительство предков).
В мифах сена (западные ньянджа) и ньяса в большей степени акцентируется связь Мулунгу с дождём. Мулунгу живёт в небе, иногда спускается на землю. О дожде говорят — «Мулунгу идёт», о громе — «Мулунгу гремит». Такая трактовка образа Мулунгу объясняется влиянием мифологических представлений народов соседних регионов — ила и вемба, главное божество которых Леза — громовник. Наделению Мулунгу функциями, обычными для Леза, способствовало то, что Мулунгу как обожествлённый предок связывается с дождём (предок-дождедатель).

Лит.: Dammann E., Erwдgungen zur Bezeichnung des Hцchsten Wesens in einigen Bantusprachen, «Anthropos», 1962; v. 57, No 3-6; Meinhof C., Grьndzьge einer vergleichenden Grammatik der Bantusprachen, 2 Aufl., Hamb., 1948; Schцnenberger P., Names for «God» Known and used by the Wanyamwezi, «Anthropos», 1961, t. 56, No 5-6; Werner A., Myths and legends of the Bantu, L., 1933.

E. С. Котляр

Оцените эту статью
Sidebar