Афина
Афина (Аtnna), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны («здесь будет изображение»). Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу (Hes. Theog, 886-900) и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвел на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем (Apollod. I 3, 6). Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды («здесь будет изображение» ).
Афина — одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате («здесь будет изображение»). Силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Horat. Carm. I 12, 17-20) и место её — ближайшее к Зевсу (Plut. Conv. 2). Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты — змея и сова («здесь будет изображение» ). Гомер называет Афина «совоокой» (glayсopis), орфический гимн (XXXII 11) — «пестровидной змеёй». Афина — покровительница змей (Verg. Aen. II 225-227); в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота (VIII 41), обитала огромная змея — страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афина в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской Афины Среди непременных атрибутов Афины — эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Ноm. Il. II 446-449).
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины («здесь будет изображение»). Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. Ol. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Еum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). По Геродоту (IV 180), Афина — дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа — Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («свето-воздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met XI 5). См. рис.
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она — убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может ее увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел ее омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod III 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был её гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями, она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал Афина на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Ноm. Il. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. III 6, 8). Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афина Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Ноm. Il. VI 311). Афина — защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Ноm. Il. VI 305).
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, — Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Ноm. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия — подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Ноm. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
Афина — богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phronesis, В 2 Diels). Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина — Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афина, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней апофеоз Афина-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афина и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой, Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности Афина остается свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Лит.: Лосев Афина Ф., Олимпийская мифология в ее социально историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 53-133; Ermatinger E., Die Attische Autochthonensage bis auf Euripides, B., 1897; Nilsson M. P., Die Anfдnge der Gцttin Athena, Kph., 1921; Wilamоwitz-Moellendorff U., Athena, «Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften», 1921, Halbband 2, S. 950-65; Otto W. F., Die Gцtter Griechenlands [3 Aufl.], Fr./M., 1947; Kerйnyi K., Die Jungfrau und Mutter der griechischen Religion. Eine Studie ьber Pallas Athene, Z., 1952; Herington С. J., Athena Parthenos and Athena Polias. A study in the religion of Periclean Athens, Manchester, 1955; Brommer F., Athene Parthenos, Bremen, 1957; Niemeyer H. G., Promachos, Waldsassen, 1960; Kauer S., Die Geburt der Athena. Wьrzburg, 1959.
А. Ф. Лосев
Образ Афина нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская хрисоэлефантинная статуя «Афина Парфенос» Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э. не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям (напр., «Афина Варвакион» в Афинах). Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фидия «Афина Лемния» («здесь будет изображение» ); к третьей «Афина Промахос» восходит, возможно, «Афина Медичи» в Лувре. До нас дошло около десяти реплик статуи Афина из группы «Афина и Марсий» Мирона. Широко известны также «Афина из Веллетри» и «Афина Джустиниани». Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»). Отдельные сцены мифов об Афина нашли отражение в рельефной пластике храмов; например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афина из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афина с Посейдоном за обладание землёй Аттики. Афина часто предстаёт в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Акрополе в Афинах, ок. 520 до н. э.; фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э.: богиня помогает герою поддерживать небесный свод) и др. («здесь будет изображение» ) Дошли отдельные рельефы (напр., «Афина, опирающаяся на копьё» из афинского акрополя, ок. 460 до н. э.). В греческой вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афина, ее участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афина на помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афина изображают в соответствии с античной художественной традицией («здесь будет изображение») — в панцире и шлеме — в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв. многофигурных композициях «Парнас» (см. в ст. Апполон), к которым примыкают сцены «Минерва среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Афина символизирует также триумф разума («Минерва побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Минервы» Афина Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» Афина Мантеньи), мира («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Выступает Афина и как покровительница ткачества, и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Непосредственное обращение к мифам об Афина в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис. Редки случаи воплощения её образа в европ. пластике («Минерва» Я. Сансовино).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв. (главным образом аллегорического характера), в числе которых оперы «Рождение Афины» А. Драги; «Минерва» Р. Кайзера; «Паллада и Марс» М. Гримани; «Паллада торжествующая» Ф. Б. Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л. Кальдары и «Паллада» П. В. Гульельми.