рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Аид

Аид, Гадес (’Aidns, Aidns, букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог владыка царства мертвых, а также само царство. Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Ноm. Il. XV 187-193). Аид царствует вместе с супругой («здесь будет изображение» Персефоной) (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы («здесь будет изображение»). Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом (Ноm. Hymn. V 445-447). Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека, А — «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. ploutos — богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым, этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит Аида (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Ноm. Il. V 395-403) Геракл похищает из царства мертвых Аида пса — стража Аида (Ноm. Il. VIII. 367, Od. XI 623). Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мертвых (Soph. Philoct. 624-625), Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X l-63). В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» (Hes. Opp. 405) и «спускающимся вниз» (katai batns — Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Напр. Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царем среди мертвых (Ноm. Od. XI 489-491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде («Разговоры в царстве мертвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), Аида ни где не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. Аидом именуется также пространство в недрах земли (Ноm. Il. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии Аид усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес — страж Аид (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Ноm. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537-570), мрачные глубины Аида — Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Ноm. Il. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аида реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера (Verg. Aen. VI 295-330, 548-551). Суд над мертвыми вершит Минос (Ноm. Оd. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре — как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23-25), Гомер называет также в Аиде место для праведников елисейские поля или элизиум (Ноm. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (Ol. II 54-88), так что разделение Вергилием Аид на элизиум и тартар, также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Лит.: Платон, Соч., т. l, M., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro Р., Aeneis erklart von E. Norden, Buch 6, Lpz., 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tьbingen, 1925; Wilamowitz-Mцllendorff U. Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose H. J., Griechische Mythologie, 2 Aufl., Mьnch., 1961.

А. А. Тахо-Годи

Оцените эту статью
Sidebar