рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Адитья

Адитья (др.-инд. Бdityб, от б-diti, «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии сын Адити [так, в «Ригведе» (VIII 52, 7) к Индре обращаются как к четвёртому Адитье], обычно обозначение солнечного бога [в «Ригведе» (I 105, 16; 1, 50, 13) бог солнца Сурья называется Адитья и т. п.] или самого солнца. Адитья восходит, сопровождаемый жаром, он садится в ладью (AB XVII l, 25, ср. Чханд.-бр, II 5, 14), поражает чудовищ (Майтр.-самх, IV 1, 13). Однажды демон Сварбхану поразил Адитью тьмой, но боги освободили его (Джайм.-бр. II 386); боги взяли Адитью на небо; он золотой и золото — его (Тайтт.-бр. III 9, 20, 2); в сердце Адитьи живёт золотой человек (Майтр.-самх, VI 1; Майтр.-упан. VI 34); по вечерам Адитья входит к богу огня Агни (Тайтт.-бр. II 1, 2, 10); Адитья — истина (II 1, 11, 1), он жрец, ведающий песнопениями (Гоп.-бр. IV 3). В эпосе и пуранах — синоним солнца. В «Рамаяне» (IV 43, 46- 47) Адитья выступает вместо Суры. В «Махабхарате» (XIII 16, 44) об Адитье говорится как о вратах к пути богов. В более поздних текстах Адитья обычно сливается с Сурьей и лишь иногда указывается, что Сурья — сын Адити. О Вишну как Адитья см. в ст. Вишну.

Лит.: Thieme P., Mitra and Aryaman, New Haven, 1957; его же, Diе vedischen Adityas und die zarathustrischen Бmdsa Spdntas, «Zarathustra», hrsg. von B. Scherath, Darmstadt, 1970, S. 397-412; Pandit M. P., Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.

В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar