Савитар
Савитар (др.-инд. Savitбr, от su-, «рождать», букв. «порождающий»), в древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей [(PB V 81, 2-3); ср. также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, Савитар (X 85) — отец Сурьи. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитар — «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). Савитар обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52, 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитара). Савитар простирает руки (он — «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54, 2), следуют его советам (II 38, 9). Савитар приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он — «бог счастья», V 82, 3), силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. Савитар — «мудрейший из мудрых» (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он — асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3). В «Ригведе» Савитар связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних — кобылой солнца. У Савитар есть дочь — Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В «Тайттирийя-брахмане» дочь Савитар — Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил её (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитара рук, но потом вернул их ему. В ранней версии («Каушика-брахмана») боги дали Савитару золотые руки. В «Махабхарате» и пуранах Савитар изображается одноруким. В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитара заметно падает. Индийская традиция рассматривает Савитара как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитаре один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем — результат позднейшего развития.
Лит.: Oldenberg H., Savitar, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1897, Bd 51; Dandekar R. N., New light on the Vedic God — Savitar, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1939, v. 20; Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 213-15.
В. Н. Топоров