Ангирасы
Ангирасы (др.-инд. бngiras/as/, множ. ч.), в древнеиндийской мифологии класс полубогов, отличавшихся дивным пением, семь древних мудрецов, считавшихся сыновьями неба и богов (в частности, Ушас). В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Ангирасы происходят от Праджапати. Обычно же их отец — Ангирас. Поэты называют Ангирасы своими отцами (РВ I 62,2; 71,2; X 62,2). Ангирасы упомянуты как отцы (класс отцов) вместе с Атхарваном и Бхригу. С именем Ангирасы традиция связывает семью певцов, авторов IX мандалы «Ригведы». Ангирасы обновляют мир, обладают жизненной силой.
Основной сюжет с участием Ангирасы — поиски коров и их освобождение Индрой из пещеры демона Вала (ср. III 31 и др.). В некоторых версиях особая роль в этом эпизоде приписывается не Индре, а именно Ангирасы: они с пением нашли коров, проломили скалу и освободили их (IV 3,11; I 62, 1-4) или же Брихаспати, один из Ангирасы, бог молитвы, своим рёвом сокрушил Валу и выпустил коров (IV 50,5). Тем не менее связь Ангирасы с Индрой несомненна: не случайно он называется «главнейшим из Ангирасы» (I 100,4; 130,3); иногда, впрочем, загон для коров открывает Ангирасы не Индра, а Сома (IX 86, 23). Сома же жертвуется Ангирасы (IX 62, 9). Ангирасы принимают участие и в исходных сюжетах о нахождении коров Пани; солнца и утренней зари (I 71, 2); правильного пути (III 31, 5); света, священной речи, богатства и т. п.
Из других мотивов существенны: нахождение Ангирасы спрятанного в дереве Агни (V 11, 6); связь первого жертвоприношения с Ангирасы (X 67, 2 и др.); Рудра — покровитель Ангирасы, участвовавших в войне богов с асурами из-за Тары, похищенной жены Брихаспати (Вишну-пур. IV и др.); Тваштар — спутник Ангирасы, Яма и Ангирасы, Ушас и Ангирасы и др. Происхождение образа Ангирасы и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления Ангирасы языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. aggelos — «вестник» (ср. Ангелы).
В. Н. Топоров