Наги
Наги (др.-инд. naga), в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги считались детьми Кадру, жены Кашъяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Нагам принадлежит подземный мир — патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мертвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике Наги часто живут среди людей, причем их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати — женой Куши, сына Рамы. В мифах названы многие цари Нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю; Васуки, использованный богами и асурами в качестве веревки при пахтанье мирового океана; Такшака. Обширный цикл мифов о Нагах имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царем Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царем Нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил) (Мбх. I 13-54). Одна из легенд этого цикла рассказывает, как Наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши (I 30).
В индийских источниках представление о Нагах — божественных змеях — смешивается с представлением о Нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии (Вишну-пур. II 3, 6); с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные Наги были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.
Лит.: Vogel J P., Indian serpent lore; or, the Nagas in Hindu legend and art, L., 1927.
П. А. Гринцер
В буддийской мифологии Наги — змееподобные полубожества. По всей вероятности, Наги играли важную роль в мифологии доарийской Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи (Э. Конзе и др.) видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания Нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках». Наги разделяются на два класса — живущих в воде (в реках и морях) и на суше. Наги могут превращаться и в человека. Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность». Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. К буддизму Наги относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакьямуни, еще до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у Нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии Наги сопоставлялись с местными змееподобными божествами (как, напр., с лу в Тибете).
Лит.: Blоss L. W., The Buddha and the Naga: a study in Buddhist folk religiosity, «History of Religion., 1973, v. 13, No 1, p. 36-53.
Л. Э. Мялль
В мон-кхмерской мифологии Наги обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сампот (поясную одежду) с изображением Нагов. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот. Прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в Нагов. Женщина-Наг — центральный образ кхмерских династийных мифов.
Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой Нагой и от этого зависело благосостояние страны. В одном буддийском мифе Мучилинде-Нагу принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом — Наг обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён. Изображения Нагов часты на барельефах Ангкора.
У лаотянцев особенно выражена функция Нагов как духов — защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать Нагов во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию Нагов был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. Наги в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой — плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Нагам переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Наги обитают также в скалах.
По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей Нагов (прайя нак). Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие Наги — Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.
Я. В. Чеснов