рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Малаика

Малаика (Malaika, ед. число от Malak), в мусульманской мифологии ангелы. По Корану, аллах сделал Малаика посланниками, «обладающими крыльями двойными, тройными и четверными» (35:1). Малаика во всём подчиняются аллаху, служат для связи аллаха с пророками, людьми. Когда был создан Адам, все Малаика по приказу аллаха пали перед ним ниц, кроме Иблиса, который вследствие этой измены превращается в дьявола (ср. также первоначальную нерасчленённость сатаны и ангелов в библейской книге Иова) и изгоняется с небес (2:32; 7:10; 15:31; 18:48; 38:74). Приближённые Малаика (алмукаррабун, 4:170) день и ночь славят аллаха (21:20). Малаика защищают небо от джиннов и шайтанов, следят за всеми поступками людей и записывают их (82:10-12), допрашивают людей в могилах и наказывают неверных (см. Мункар и Накир). В Коране выделяется особая категория Малаика — ангелов смерти (32:11; 79:1-5). Девятнадцать самых «сильных и грубых» Малаика во главе с Маликом сторожат джаханнам (ад). Один ангел охраняет сады джанна (рая). Два других ангела — Харут и Марут — согрешили на земле и обучили людей магии (2:96). Особенно важное место в коранической теме Малаика занимает Джибрил, который являлся Мухаммаду, Исе, Марйам и др., передавая им слова и приказания аллаха. В качестве Малаика того же ранга называется и Микал (2:92). Мусульманская традиция возводит к Мухаммаду (но не к Корану) представление, заимствованное из иудаизма и христианства о том, что Малаика сотворены из света. Предание перечисляет многочисленные разряды Малаика, наделяя именами и тех, которые лишь мимоходом упоминаются в Коране. В частности, ангел смерти получает имя Израил, ангел, стерегущий рай, — имя Ридван, и т. д. Появляется ангел — вестник страшного судаИсрафил. Комментаторы вели споры о непогрешимости Малаика, о различии природы Малаика и джиннов, о сравнительном совершенстве Малаика и пророков.
У народов Ирана и Средней Азии Малаика обычно называют фаришта (паришта).

Лит.: Eiсkmann W., Angelologie und Damonologie des Korans, N. Y.- Lpz., 1908.

M. Б. Пиотровский

5 (100%) 1 vote
Sidebar