Аллах
Аллах (allah), l) в древнеарабской мифологии верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург, бог неба и дождя. Аллах — создатель мира и людей, глава и отец богов. Он воспринимался как бог, далёкий от людей, и не был покровителем какой-либо определённой этнической группы; святилищ Аллаха, очевидно, не существовало. Супругой Аллаха считалась Аллат (у арабов Сирийской пустыни) или Узза (на юге Центральной Аравии); в других районах они наряду с Манат почитались как дочери Аллаха.
Слово «Аллах», по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного «илах» («бог») с определённым артиклем, что означает «известный бог», «этот бог», «бог по преимуществу». Неясно, однако, всегда ли «Аллах» называлось одно североарабское божество или так именовались разные локальные боги со сходными функциями (во многих местностях Аллах отождествлялся с главными местными богами — хозяевами страны, например с Хубалом, возможно, с Душарой).
Вероятнее всего, «Аллах» стало именем божества, появившегося уже в поздней древнее рабской мифологии в результате слияния верховных местных богов. Аллах иногда отождествлялся с единым богом у стихийных аравийских монотеистов — ханифов. В Мекке Аллах (по-видимому, как Аллах-Хубал) особо почитался среди всех прочих богов.
Последние обстоятельства наряду со спецификой этого божества («оторванность» его от людей, несвязанность с определённой этнической группой, отсутствие святилищ) использовал Мухаммад, соединив, таким образом, элементы доисламских верований с монотеизмом мусульманской мифологии.
Лит.: Brockelmann С., Allah und die Gцtzen, der Ursprung des islamischen Monotheismus, «Archiv fьr Religionswissenschaft», 1922, Bd. 21, S. 99-121; Winnett F. V., Allah before Islam, «Moslem World», 1938, No28.
А. Г. Лундин
2) В мусульманской мифологии единый бог, который считается идентичным богу иудеев и христиан.
Коран резко подчёркивает единственность Аллаха. Он всемогущ, всесущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. У него «нет никаких сотоварищей», «превыше он того, что…ему придают в соучастники» (9:31). Признавать существование сотоварищей Аллаха главное преступление против ислама. Особо осуждаются и отвергаются попавшие в уста Мухаммада (по злому умыслу Иблиса) фразы (позднее отменённые), в которых дочерьми Аллаха были названы три древнеаравийские богини Аллат, Узза и Манат.
Аллах является в первую очередь творцом и господином страшного суда. Коран постоянно возвращается к темам творения, суда и воздаяния, совершенства Аллаха его единственности и единства, всемогущества и милосердия.
Особо выделяются знамения всесилия Аллахаи его «прекрасные имена», через которые только и открывается человеку сущность Аллаха. Он одновременно и страшен, и милостив. Аллах — «покровитель», «путеводитель», «лучшее прибежище». Большинство мусульманских богословов склонялось к аллегорическому толкованию упоминаний рук, лица, глаз, трона Аллаха. Достаточно веских оснований видеть в этих выражениях рудименты более древних представлений об Аллахе не имеется.
В Коране содержатся также упоминания доисламского Аллахаа. (29:61-63; 31:24; 39:39; 43:87).
М. Б. Пиотровский