Илия
Илия (евр. Eliyyah, «бог мой Яхве» греч. Hlias), в ветхозаветных преданиях (3-я и 4-я книги Царств) пророк (см. рис.: здесь будетизображение). Он предстаёт как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и израильскими царями — покровителями культа Ваала (Баала). Это одарённый почти божественной властью чудотворец, пророк, устами которого глаголет бог (ср. Дух святой), проповедник, предсказывающий будущее от имени бога. О происхождении Илии сказано, что он «фесвитянин из жителей галаадских» (3 Царств 17, 1). Илия имеет облик нищенствующего аскета-подвижника (ср. описание его внешности: он оброс волосами, подпоясан кожаным поясом, 4 Царств 1,8). Илия начинает действовать во времена израильского царя Ахава, прогневавшего бога Яхве тем, что под влиянием своей жены финикиянки Иезавели стал служить Ваалу, поставив ему в Самарии жертвенник. Илия предрекает Ахаву засуху — больше не будет ни росы, ни дождя, разве только по его, Илии, слову. Голос Яхве велит Илие скрыться у потока Хораф, что против Иордана; из потока он должен пить, а вороны будут кормить его. Когда поток высох, Илия услышал голос, повелевший ему идти в Сарепту Сидонскую. Вдова, которой бог приказал кормить Илию, пожаловалась ему, что ей нечем прокормить даже себя и сына. Илия велит ей сделать для него небольшой опреснок, после чего мука в кадке не истощалась, масло в кувшине не убывало. Илия возвращает к жизни умершего сына вдовы, «воззвав к Яхве». На третий год бог велит Илие показаться Ахаву, обещая послать дождь на землю. По требованию Илии «весь Израиль» и все 450 пророков, следующих культу Ваала, и все, кто пользуется покровительством Иезавели, собираются на горе Кармил. Илия предлагает пророкам Вааловым рассечь тельца и положить на дрова, не подкладывая огня, сам же Илия поступит так же с другим тельцом; пророки Вааловы должны призвать своего бога, Илия — своего: истинный бог даст ответ «посредством огня» и так будет решено, Яхве или Ваалу быть богом израильским. Как ни призывали вааловы пророки своего бога и как ни бесновались, «не было ни голоса, ни ответа». Тогда Илия построил из двенадцати камней (по числу двенадцати сыновей Иакова) жертвенник Яхве, велел трижды полить водой жертву и дрова и воззвал к Яхве — и тут же «огонь Яхве» поглотил и жертву, и дрова, и камни, и воду. Тогда народ, пав ниц, воскликнул: «Яхве есть бог!» (ср. значение имени Илии). Илия же велел схватить пророков Вааловых и заколол их у потока Киссон (3 Царств 18). Спасаясь от Иезавели, главной покровительницы пророков Вааловых, Илия уходит в пустыню. Усевшись под можжевеловым кустом, он просит у бога смерти. Но ангел приносит спящему Илие пищу и предрекает дальнюю дорогу. Сорок дней и ночей идёт Илия к горе Хорив. Там голос повелевает ему стать на горе перед лицом бога. Яхве обнаруживает себя Илие не в ветре, не в землетрясениях, не в огне, ему там явившимся, а в веянии тихого ветра (19, 11 — 12; в этом месте повествования усматривают существенное смещение акцентов по сравнению с грозным образом бога в иудаистических мифах трёх предшествующих веков). Яхве велит Илиеидти обратно через пустыню (см. рис.: здесь будетизображение), помазать Азаила в цари над Сирией, Ииуя в цари над Израилем (вместо Ахава), а Елисея — в пророки. Илия предрекает гибель Ахава и его дома и позорную смерть его жены, а затем и смерть Охозии, нового царя Израиля, который, заболев, послал вопрошать о будущем своем Вельзевула, а не бога Израиля. Охозия велит схватить Илию. Но дважды «огонь Яхве» сходит с небес и уничтожает дважды по пятьдесят человек, посланных царём за Илией. Предсказания же Илии сбываются. В день, когда Яхве захотел вознести Илию на небо, перед пророком и сопровождавшим его Елисеем расступаются воды Иордана. Явились «колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! и не видал его более» (4 Царств 2, 11 — 12).
Цикл повествований об Илие на основании исторических фактов, которые в них сообщаются, и языка соответствующих библейских текстов признаётся достаточно близким по времени составления (ок. 8 в. до н. э.) к тем событиям 9 в., которые в нём упоминаются. Вопреки сомнениям некоторых исследователей, в теме борьбы с культом Ваала и домом Ахава, его поддерживавшим, выдвинутой в рассказах об Илие на первый план, усматривают отражение реального религиозного конфликта того времени.
В ветхозаветном образе Илии явно преобладают легендарные, мифопоэтические черты, ещё более усиленные послеветхозаветной иудаистической литературой. В ней развиваются многие библейские рассказы об Илие, создаются новые. Так, о происхождении Илии сообщается, что он принадлежал к колену Дана, или Вениамина, или к священническому роду; согласно каббалистической литературе, Илия — ангел в образе человека, не имеющий ни предков, ни потомства. К сцене состязания с жрецами Ваала на горе Кармил добавляется, что Илия останавливает солнце (как Иисус Навин), заставляет течь воду из пальцев Елисея (и так наполняются рвы вокруг жертвенника) и др. Вводятся и прямо сказочные мотивы (напр., постройка дворца в течение одной ночи). Доминирующей идеей является объяснение особой чудотворной силы Илии его непосредственной связью с Яхве. Создаются разные версии о судьбе Илии после его вознесения на небо: он поселился на небе, где записывает людские деяния (ср. Енох); в раю он сопровождает праведников и извлекает души грешников из геенны. Его называют «птицей небесной», ибо он, подобно птице, облетает весь мир и появляется там, где необходимо божественное вмешательство; он является людям в разных образах (напр., в образе кочующего араба пустыни). Илия выступает как чудесный исцелитель, советник в брачных спорах, примиритель детей и родителей. Большую роль играет образ Илии в иудаистической, а также в христианской эсхатологии. Библейский рассказ о вознесении Илии на небо породил представления, что он не умер и должен вернуться на землю. Он выступает как предтеча и провозвестник мессии (Малах. 4, 5 — 6 и др.), которого бог посылает на землю перед страшным судом — он явится вместе с Моисеем, покажет народу семь чудес, приведёт грешных родителей к детям в рай, а в конце убьет Самаэля; христианская традиция отождествила с Илией одного из «свидетелей», упоминаемых в Апокалипсисе, которые будут пророчествовать в «конце времён», будут убиты антихристом, но воскреснут вновь (Апок. 11). Согласно новозаветным текстам за Илию (как предтечу мессии) некоторые принимают Иоанна Крестителя (к образу которого он особенно близок) или даже Иисуса Христа (Матф. 11,14; Лук. 9,19; Ио. 1,21). В евангельской сцене преображения Иисуса Илия вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Христом (Мк. 9; Матф. 17,3 — 13; Лук. 9,30).
В позднейших славянских православных традициях — русской и южнославянской (сербской и болгарской), а также и в некоторых других балканских, Илья-пророк выступает прежде всего как персонаж, связанный с громом, дождём, а также с плодородием, летом, урожаем (и исключающий функции древнего героя т. н. основного мифа славянской мифологии — змееборца, многие черты которого он в себя вобрал). Некоторые следы связи Илии с громом, дождём, широко отмеченной в славянском фольклоре (ср., напр., представление: гром гремит — Илья-пророк разъезжает по небу в своей колеснице) имеются и в ветхозаветных текстах (ср., напр., рассказ о том, как Илия предсказал царю Ахаву большой дождь и как он бежал в дожде перед колесницей царя, 3 Царств 18, 43 — 46). Характерна позднейшая трансформация этого образа в богатыря Илью, Илью Муромца, а также обряды на ильин день, обряд ильинского быка и др.
Лит.: Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, ч. 1 — 3, М., 1865 — 69; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Успенский В. А., Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении. (Специфика восприятия и трансформация исходного образа), в кн.: Труды по знаковым системам, т. 10 — Семиотика культуры, Тарту, 1978; Gunkel H., Elias, Jahve und Baal, Tьbingen, 1906; Elie le prophиte, v. 1 — 2, Bruges, 1956; Fohrer G., Elia, Z., 1957.
В. В. Иванов