Самаэль
Самаэль, Саммаэль (евр. Samma’el, принята этимология от sam, «яд», ‘el, «бог»), в иудейской демонологии злой дух, демон, часто отождествляемый с сатаной. Согласно «Мидраш Рабба» к Второзаконию (11, 10) Самаэль — глава всех сатанов. Славянская «Книга Баруха» называет Самаэля Сатаниилом. Другое имя (или эпитет) Самаэля — Малхира, «ангел» или «царь зла». В послебиблейской литературе известны предания о соблазнении Евы (см. в ст. » «Грехопадение»») Самаэлем, принявшим облик змея. Согласно «Пирке рабби Елиэзер» (21) Каин был зачат Евой от Самаэля. «Таргум Псевдо-Ионафана» к Быт. 3, 6 рассказывает, что, как только Ева вкусила плод, перед ней появился ангел смерти Самаэль. В роли ангела смерти Самаэль выступает и в мидрашистской истории о смерти Моисея: посланный отнять жизнь у престарелого Моисея, Самаэль, потерпев поражение от него в споре, удаляется. Бог отправляет его снова, но Моисей ударяет его жезлом, и Самаэль улетает. В коптских гностических текстах Самаэль выступает в роли злого демиурга. Он великий демон, владыка нижней части преисподней и хаоса («Трёхобразная Первая мысль»). Отождествляемый с враждебным ветхозаветным богом-творцом, Самаэль иногда называется Саваофом, иногда же Саваоф считается сыном Самаэля. Имена Самаэля толкуются в коптских текстах обычно на почве арамейского языка; Самаэль — «слепой бог» или «бог слепых», Сакла — «глупый», Йалдабаот — «родивший Саваофа» (в коптских текстах иногда Аваоф) или «дитя хаоса».
В тексте, называемом «О происхождении Мира», где Самаэль именуется также «Первый отец», содержится народная этимология имени Йалдабаот: по воле Пистис Софиа появился архонт из воды (в других текстах, «Сущность архонтов», «Трёхобразная Первая мысль» Пистис Софиа родила его сама). Увидев его, она сказала: «О, дитя, приди сюда». Поэтому он стал называться Йалдабаот. Самаэль создал семь других существ, один из которых — Саваоф. Обладая большой властью и не зная своего происхождения и никого, кроме себя, Самаэль объявил, что он есть бог, и нет другого бога, кроме него. Но появилась Пистис Софиа и показала ему ошибочность его заявления. Тогда Саваоф возненавидел отца своего, Мрак, и мать — Бездну, и сестру — Мысль Первого отца. Когда Пистис Софиа основала царство для Саваофа, Самаэль, завидуя последнему, породил Смерть, который, будучи двуполым, создал семь сыновей. Те, в свою очередь, породили каждый по семь отпрысков. Таким образом, были созданы 49 демонов (Зависть, Гнев, Плач, Похоть и др.), в противовес им Зоэ (Жизнь), дочь Пистис Софиа, отданная Саваофу, родила 7 сыновей, которые породили каждый по 7 добрых демонов. «Сущность архонтов» рассказывает также, что Зоэ дунула в лицо Самаэля, и её дыхание превратилось в огненного ангела, который связал Самаэля и бросил его в тартар, под бездну.
А. А. Папазян