Гера
Гера (Hra) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа» (см. рис.). Брак Геры с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах (Hom. Il XIV 301-306). Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921) Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Гера (Ноm. Il XIV 295 след.). Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев Геры преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch 1-42, 88-98) Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. III 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2) В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.) Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138-140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере которую он хитроумно приковал к трону (Hyg Fab. 166) Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) c пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859) К древним функциям
Геры относится ее помощь женщинам во время родов. Она мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданном последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Ноm. Il. XIX 95-133) и даже Гера в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.
Архаичность Геры сказывается также в том, что ее сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Геры на oстрове Самос (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Геры указывает ее эпитет у Гомера (Ноm. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Ароll. Rhod. III 55-75), в Троянской воине она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в опорах трех богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Ноm. Il XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской (см. рис.) и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.
Лит.: Кlinz А., Ieros gamos Halle, 1933, Pestallozza U. Boopis potnia Hrn, «Athenaeum», Pavia 1939, fasc 2-3 p. 105-37 Pцtsсher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104 No 4 eго же, Der Name der Gцttin Hera там же, 1965, Bd 108, No 4.
А. А. Тахо-Годи
Среди античных скульптур Геры «Гера Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.) и «Юнона Лудовизи» (1-я половина 1 в. н. э.) На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах (см. рис.), восточный фриз Парфенона) Гера изображена рядом с Зевсом; свадьба Геры и Зевса на метопе храма Геры в Селинунте. В вазописи — сюжеты мифа о Геры в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Гера появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, H. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры ее пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия — в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв. «Умиротворенная Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.