Батара Гуру
Батара Гуру, 1) главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан Мула Джади из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Батара Гуру, Мангалабулан, Сорипада), эманацией Мула Джади в срединном мире. Он восседает на втором небе в Банджар Долок (горном городе), следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, и судит их. От него исходят нормы адата, т. е. обычного права. Спутники Батара Гуру — лошадь Силинтонг и пёс Сигомпул. Дочь Батара Гуру, Сидеак Паруджар, — создательница земли. Верховная триада занимает центральное положение в батакском пантеоне. Акт творения, в т. ч. и самой триады, был совершен Мула Джади по поручению Батара Гуру. Возможно, триада возникла под влиянием индуизма. М. А. Членов
2) В доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог, превративший срединный мир в землю, старший сын Топалланрове. Боги верхнего и нижнего миров договорились привести в порядок и заселить срединный мир — землю. Для этого Батара Гуру был посажен в бамбуковую трубу и спущен вниз по радуге. Он был первым томанурунгом («низошедшим»), спустившимся с неба на землю. Во время спуска он кидал на землю листья магических растений, и так из первоначального хаоса возникли деревья, животные, птицы и т. д. С помощью чернокожих слуг, посланных с неба, Батара Гуру ввёл на земле культурные растения. Затем он встретился с Be Ньилитимо, женился на ней и они стали родоначальниками людей. Сангиасэрри, дочь Батара Гуру от наложницы, умерла рано и после смерти превратилась в рис (ср. Хаинувеле). После земной жизни Батара Гуру вернулся на небо и принял там у отца правление над селениями небожителей с титулом верховного бога Ла Патиганна Сангкурувира.
Ю. Х. Сирк
3) В индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии глава сонма богов, у яванцев — главное божество пантеона, у балийцев также является аспектом (проявлением) верховного божества Шивы. Наиболее полное воплощение религиозно-мифологический образ Батара Гуру получил в средневековой идеологии народов острова Ява (14-16 вв.), где это божество выделилось в качестве верховного и в ряде случаев отождествлялось с синкретическим образом Шивы-Будды, развившимся в яванском государстве. Батара Гуру выступает как демиург, прародитель богов и людей. По яванской мифологической традиции, Батара Гуру произошёл от первоединого бога из субстанции света под именем Хьянг Маникмайя как антипод Хьянг Исмайи (см. Семар). По происхождению Батара Гуру олицетворяет ураническое начало и верхний мир. Часто отождествляется с Шивой. Батара Гуру — творец первых людей; у балийцев в этой функции он известен как Батара Гуру Сакти, который вместе с божеством Батара Брама (или Брахмой) вылепил людей из глины и путём медитации оживил их. Хотя Батара Брама соперничал с ним в этом, первенство принадлежало Батара Гуру. Батара Гуру считается учителем божественного закона и «великим риши» (небесным аскетом). Помимо этого, средневековая мифологическая литература описывает Батара Гуру, как сакрального родоначальника священнического сословия и покровителя брахманов. Специфика образа Батара Гуру в индонезийской религиозной мифологии связана с приспособлением элементов шиваизма (отчасти буддизма) к древним местным племенным верованиям. Не исключено, что определенную роль в становлении образа Батара Гуру сыграли древние обычаи почитания вулканов и горных вершин. В культовой иконографии и в традиционном театре ваянг Батара Гуру изображается с атрибутами Шивы, в виде человека, стоящего на священном быке, с четырьмя руками.
Г. Г. Бандиленко