Вишапы
Вишапы, в армянской мифологии драконы, хтонические существа. Выступают в зооморфном (чаще всего — в виде змеи) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Согласно мифам, большой Вишапы поглощает солнце, отчего происходит затмение. Вишапы живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озёра, производят грохот, сметают всё на своём пути. Доживший до тысячи лет Вишапы может поглотить весь мир. Часто во время грозы постаревшие Вишапы с высоких гор или озёр подымаются на небо, а небесные Вишапы спускаются на землю. В основе мифов о борьбе с Вишапы — распространённый мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. С утверждением христианства мифы о Вишапы подверглись модификации, вишапоборца Вахагна вытеснили архангел Гавриил (Габриел Хрештак) и ангелы, они вступают в сражение с Вишапы, которые во время грозы вместе со злыми духами пытаются проглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи — огненные тела Вишапы, гром — их крик, а молния — стрела Габриела Хрештака, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают Вишапы к самому солнцу, от лучей которого Вишапы превращаются в пепел и сыплются на землю. В эпосе Вишапы — чудовища, завладевшие водными источниками; они вынуждают людей приносить им в жертву девушек; воды и девушек высвобождают герои, убивающие Вишапы. В эпосе «Випасанк» выступают Вишапы, живущие у подножия Масиса, потомки вишапа Аждахака и его жены Ануйш — «матери вишапов» (этих потомков иногда называют «вишапидами», по-армянски — «вишапазунк»). Предводитель и отец Вишапы Аргаван пригласил к себе во дворец на обед царя Арташеса с сыновьями. Во время обеда Аргаван строит козни против царя. Разгневанный Арташес, вернувшись в Арташат, посылает сына Мажана с войском для уничтожения Вишапы. Однако тот не выполнил приказания отца. Истребил их, включая Аргавана, Артавазд.
С. Б. Арутюнян