рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Гавриил

Гавриил (евр. gabri el, «сила божья» или «человек божий»), в иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Джибрил) мифологиях один из старших ангелов (в христианстве — архангел). Если всякий ангел есть «вестник» (по буквальному значению греч. слова), то Гавриил — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка. В новозаветных текстах Гавриил, явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лук. 1, 9-20); явившись деве Марии, он предсказывает рождение Христа и его мессианское достоинство (см. рис.:здесь будет изображение) и велит дать ему имя «Иисус» (1, 26-38, см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Гавриилу приписана также особая власть над стихиями — либо над огнём (раввинистический трактат «Песахим» 118 а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трёх отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95 b). В апокрифической «Книге Еноха» Гавриил поставлен над раем и охраняющими его сверхестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Гавриил связан по преимуществу с благовещением (он изображается даже вне сцены благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Гавриила как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всём мире. Илл. см. на стр. 261.

С. С. Аверинцев

Оцените эту статью
Sidebar