рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вайделоты

Вайделоты, мифологизированный образ жрецов у пруссов. В источниках 16 в. — Waidelotte, от vaid-lo-tojis, от глагола waist: waid — «знать» (родственное слав. vedatь, старорус. в? дь «знание», «колдовство», в? дунь, в? дьма и т. п., др.-инд. vйda и т. д.), ср. прус, waidleimai, о совершении жреческого обряда, колдовства и т. п. Это слово стало общим обозначением языческого жреца у балтов (ср. литов. vaideliхtas, латыш. vaidelis, ориентирующиеся на прус. Вайделоты) и попало в соседние языки, ср. нем. Waidler, Waideler, waidlen, польск. wajdelota, — ka, рус. вайделот и т. п. Немецкий хронист Симон Грунау в 16 в. сообщает, что один из братьев, родоначальников пруссов (см. Видевут и Брутен), Брутен стал верховным жрецом Криве-Кривайтисом, основал святилище Ромове, где жили и Вайделоты — «низшие жрецы». М. Преториус (по данным 17 в.) говорит о многих разновидностях Вайделоты: среди них он называет тех, кто сопоставим по названию с буртининками и буртонес (см. Буртининки), гадателей по пене и т. п. Грунау описывает великаншу Погезану (Poggezana, ср. Погезанию — одну из прусских земель), которая была вайделоткой и жила в дубовой роще: её мольбы приравнивались к божьим словам; пруссы верили, что она танцевала с богами. Есть основания говорить о связи Вайделоты со словом, обращённым к богам, с гаданием, предсказанием и благословением. Вайделоты трактовались, вероятно, как жрецы, которые видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове; совокупность этих действий, в частности, и обозначалась глаголом *waidlet. В совсем поздней традиции, подхваченной романтизмом (ср. «Конрад Валенрод» А. Мицкевича и др.), Вайделоты выступают как певцы, слагатели песен исторического содержания и хранители прусского эпоса. Вайделоты были известны и другим балтийским племенам; ср. литов. vaidila, «жрец» (но и «актёр»), vaidilutis, «жрец», vaidilute, «жрица». Хотя сведения ранних историков литовской мифологии о Вайделоты не поддаются должной проверке (связь с культом вечного огня, лечение людей, советы вождям, участие в войнах, воспевание воинских подвигов и храбрости и т. п.), весьма существенно, с одной стороны, обозначение одним словом жреца и актёра, а с другой стороны, уже в старых источниках наличие примеров, когда vaidila обозначает не только жреца, помощника криве, его посланца, созывающего народ на сходку и объявляющего волю криве, но и административное лицо, главную власть в округе (apylinke); ср. топонимические названия типа литов.: Vaidilu kaimas, букв. «деревня вайдилов», и соответствующие собственные имена. В тексте 16 в. Вайделоты называются также зигнотами (Signot, Segnot, Zygenotte, от signдt, «благословлять»); они — исполнители ритуалов в честь Бардойтса, могли найти вора, обратившись к богу неба Окопирмсу и богу земли Пушкайтсу и т. д.

Лит.: Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958, s. 183-89; Nаrbutt T., Dzieje starozytne narodu litewskiego, t. l — Mitologia litewska, Wilno, 1835.

B. В. Иванов, В. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar