рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Соломон

Соломон, Шеломо (евр. Selomo, «мирный», «благодатный»), третий царь Израильско — Иудейского государства (ок. 965-928 до н. э.), изображённый в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времён; герой многих легенд (здесь будет рисунок). Его отец — царь Давид, мать — Вирсавия. Уже при рождении Соломона «господь возлюбил его», и Давид назначил Соломона наследником престола в обход старших сыновей (2 Царств 12, 24; 3 Царств 1, 30-35). Бога, явившегося Соломону во сне и обещавшего исполнить любое его желание, Соломон просит даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ». И за то, что он не испросил никаких земных благ, Соломон наделяется не только мудростью, но и невиданным богатством и славой: «Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет…» (3 Царств 3, 9-13). Мудрость Соломона проявляется при первом же его суде, когда, сделав вид, что хочет разрубить младенца и разделить его между двумя претендовавшими на него женщинами, царь узнаёт, кто из них настоящая мать (3, 16-28). (Здесь будет рисунок) Соломон собрал несметные богатства, так что серебро стало в его царстве равноценным простому камню. Все цари и мудрецы земли (в том числе и Савская царица) приходили к Соломону с дарами, чтобы внимать его мудрости (4, 34; 10, 24). Соломон изрёк три тысячи притчей и тысячу пять песней, в которых описал свойства всех растений, зверей и птиц (4, 32-33). «Художница всего — Премудрость» (ср. София) позволила Соломону познать «устройство мира, начало, конец и средину времён. …Всё сокровенное и явное» (Прем. Сол. 7, 17). Миротворцу Соломону бог повелел выстроить храм в Иерусалиме («храм Соломона»), в то время как Давиду, ведшему кровопролитные войны, возвести храм не было дано (3 Царств 5, 3). Храм возводили десятки тысяч людей в течение семи лет, и при этом работы велись совершенно бесшумно. В наказание за то, что Соломон взял множество чужестранных жён, разрешил им отправлять языческие культы и даже сам в старости склонился «к иным богам», царство Соломона после его смерти разделилось между его сыном Ровоамом и рабом Иеровоамом (11, 1-13). Соломону приписывается авторство двух библейских Псалмов (71 и 126), а также книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней, девтероканонической книги «Премудрость Соломона», апокрифических «Завета Соломона» и «Псалмов Соломона».
Согласно агаде, Соломон попросил руки Премудрости, дочери царя небесного, и получил в приданое весь мир. Мудрости Соломона искали люди, звери и духи. На судах Соломон читал мысли тяжущихся и не нуждался в свидетелях. Когда к Соломону явился потомок Каина из подземного мира с требованием выделить ему из наследства отца двойную долю на том основании, что у него две головы, Соломон приказал лить воду на одну из этих голов и по возгласам другой установил, что в теле чудовища всё же одна душа. Звери, птицы и рыбы являлись на суд Соломона и творили его волю («Шир-Гаширим рабба» 1; «Шемот рабба» 15, 20). (Зесь будет рисунок). Бесшумное строительство храма объяснялось тем, что для обтёсывания камней Соломон использовал волшебного червя шамир, проедающего скалы, которого принёс ему гриф из Эдемского сада («Сота», 48б). Трон Соломона был украшен золотыми львами, которые оживали и впоследствии не дали ни одному завоевателю воссесть на этот трон (таргум Шейни). Соломон владел чудесным перстнем («Соломонова печать»), с помощью которого он укрощал демонов и покорил даже их главу Асмодея, который помогал Соломону строить храм. Возгордившийся своей властью над духами Соломон был наказан: Асмодей «забросил» его в дальнюю землю, а сам принял образ Соломона и правил в Иерусалиме. Соломон это время должен был скитаться, искупая свою гордость, и учить народ смирению, говоря: «Я, проповедник, был царём над Израилем…» (ср. Екк. 1, 12). Раскаявшийся Соломон был возвращён на царство, а оборотень исчез («Гитин», 67-68а). В тот час, когда Соломон взял в жёны дочь фараона, с неба сошёл Гавриил и посадил в море стебелёк, вокруг которого с течением веков вырос огромный полуостров и на нём — город Рим, чьи войска впоследствии разрушили Иерусалим («Шаббат», 56). Соломон царствовал над множеством миров, переносился по воздуху, путешествовал во времени. Зная, что храм будет разрушен, Соломон заготовил подземный тайник, где пророк Иеремия спрятал впоследствии ковчег завета.
Легенды о Соломоне легли в основу многих средневековых литературных произведений (напр., поэтическое произведение на нем. языке «Соломон и Морольф», 12 в.). Всевозможные легенды о Соломоне были популярны на Руси. Древнерусские предания рисуют состязание Соломона с демоном Китоврасом как борьбу равных по силе «мудрости света» и «мудрости тьмы». Согласно этим преданиям, царь Езекия сжёг «целительные» книги Соломона, потому что люди, лечившиеся по ним, переставали молиться богу о своём исцелении. Чаша Соломона была покрыта таинственной надписью, содержавшей предсказания об Иисусе Христе и указывавшей на число лет от Соломона до Христа. Мусульманские предания о Соломоне см. в ст. Сулайман.

Лит.: Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872; Титова Л. В., Неизданная редакция «Повести о рождении и похождениях царя Соломона», в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы (Института русской литературы АН СССР), т. 33, Л., 1979; Fдrber R., Kлnig Salomon m der Tradition, W., 1902; Salzberger G., Die Salomo-Sage in der semitischen Literatur, B., 1907.

Д. В. Щедровицкий

Оцените эту статью
Sidebar