рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Пергрубрюс

Пергрубрюс (Pergrubrius, Pergubrius, Pargrubrius, в поздних источниках — Grubrius), в прусской мифологии бог весны и растительности. Согласно «Судавской книжечке» (1563), от Пергрубрюса зависит рост листьев и травы, в «Хронике» Бреткунаса (16 в.) добавлено, что Пергрубрюс — бог земных растений, у Я. Мелецкого и Я. Ласицкого Пергрубрюс — бог весны. Входит в тетраду божеств, наделённых природно-хозяйственными функциями, наряду с Аушаутсом, Пильвитсом и Пушкайтсом, которому противопоставляется как божество поля божеству леса (см. в ст. Балтийская мифология). В списке Бреткунаса следует за верховным богом Окопирмсом, что связано, по-видимому, с тем, что Пергрубрюсу был посвящён первый календарный праздник (пергрубии?), открывающий весну, когда на поле вывозят плуг и возглашают имена богов, в первую очередь Пергрубрюса, великого, могучего бога, прогоняющего зиму, дающего траву и листву. Его просят послать хороший урожай, заглушить сорняки. Празднество сопровождалось обильными возлияниями пивом, гимнами и жертвоприношениями телёнка, овцы, барана или петуха; ср. весенние аграрные праздники типа дня святого Георгия — Юрия, Ярилы и т. п.; возможно, что существовал и осенний праздник в честь Пергрубрюса. Характерно, что М. Преториус относит Пергрубрюса к «рабочим богам»; однако он приводит и другую точку зрения о том, что название Пергрубрюса относится к празднику чествования земли и её воплощения — Жеминеле. Учитывая этимологию имени Пергрубрюса (ср. литов. grщblas, grubщs, grublщs и т. п. в связи с идеей неровности, шероховатости, грубоватости), можно думать, что первоначально имя Пергрубрюс было эпитетом весеннего божества типа славянского Ярилы, которому присущи те же черты.

Лит.: Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar