рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Леза

Леза, Реза, в мифологии бантуязычных народов тропической Африки, живущих в Замбии и на Ю.-В. Заира (ила, тонга, биса, вемба, луба, субийя, каонде и др.). громовник, божество дождя. Согласно мифам, Леза живёт на небе, его проявления — дождь, молнии, гром. В мифах ила молнии — блеск глаз Леза, когда он сердится (по другой версии, молнии исходят из его рта), гром — его голос, звёзды — глаза; когда Леза спускается на землю, происходит буря. Посредниками между Лезом и людьми выступают духи предков. По-видимому, под влиянием культа предков, у некоторых народов первоначальный образ Леза-громовника приобрел качества, типичные для культурных героев-предков. По представлениям биса и вемба, души умерших переходят в мир духов к Лезу В мифах каонде Леза — и громовник, и демиург, и культурный герой. Он создал первых людей — Мулонга и Мвинамбузи, которые сначала были бесполыми и только благодаря Лезу превратились в мужчину и женщину. Для этой пары Леза передал медовой птице три калебасы (сосуды из тыквы): в двух были семена полезных растений, а в третьей — смерть, болезни, хищные звери. Он запретил открывать калебасы до своего прихода, но медовая птица нарушила запрет, что привело к появлению в мире смерти, болезней и хищных зверей. Наказав виновницу бед, Леза научил людей строить жилища для защиты от зверей, выделывать шкуры, добывать огонь трением, выплавлять железо из руды и изготовлять топоры, мотыги, копья и т. п.; ввёл обычай брачного выкупа за жён.

Лит.: Вaumann H., Schцpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Vцlker, B., 1936; Lechaptois, Aux rives du Tanganika, P., 1913; Melland F. H., In witch-bound Africa. An account of the primitive kaonde tribe and their beliefs, L., 1923; Smith E. W., Dale A. M., The Ilа-speaking peoples of Northern Rhodesia, v. 2, L., 1920; Torrend J., Specimens of Bantu folklore from Northern Rhodesia, L., 1921.

Оцените эту статью
Sidebar