рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Мост

Мост. В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле Мост изофункционален пути, точнее, — наиболее сложной его части. Мост мыслится обычно как некая импровизация еще неизвестного, не гарантированного пути. Мост строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрестку, развилке дорог (ср. мотив чудовища, хищного зверя, злого духа, дурного человека и др. у входа на Мост и обычай отмечать начало и конец Моста украшением, шестом, символическим знаком, зооморфным образом типа сторожевых львов, грифонов и т. п.). Постройка Моста сопровождалась особым ритуалом. По-видимому, не случайно строители Мостов — «мостовщики» в ряде традиций образуют особую не только профессиональную, но и конфессиональную группу, входящую в жреческий корпус (очевидно, таким был статус «мостовщиков» у древних пруссов; значение термина Великий понтифик (лат. Pontifex Maxcimus) в Риме некоторые исследователи объясняют как «делатель моста»). Связь постройки Моста с ритуалом может быть реконструирована по фольклорным текстам, ещё сохранившим связь с обрядом. В частности, для архаичной славянской традиции восстанавливается текст, ядром которого является мотив мощения Моста (или мостов), после чего следует объяснение цели этого мощения (в конечном счёте — максимальное благо: богатство, потомство, скот, безопасность и т. п.). (Например: «Мостите вы мосты! — На что мостить мосты…?», точные параллели известны и в других славянских традициях.) Существенно, что эти тексты о Мостах входят в состав колядок и исполнялись на рубеже старого и нового года. Наведение Моста открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую. В этой же функции выступает и древо мировое, воздвигаемое также на стыке старого и нового года. В этом контексте, в частности, получают своё объяснение фольклорные мотивы строительства Моста в канун нового года, чудесного золотого Моста с деревом (или деревьями) и птицами, который строится за одну ночь, превращения дерева в Мост, связь Моста со змеем и с соловьем-разбойником (ср. мотив чудовища у переправы), «яворовых людей» (в польской и белорусской колядке), строящих мост, гадания у Моста (в русских сказках — узнавание судьбы под Мостом) и т. д. Характерно, что по Мосту проходит (или проходит первым) именно герой, нередко победитель чудовища. Сам Мост поражает иногда своими размерами, значением, бывает золотым, яворовым, стеклянным и т. д., иногда он направлен не по горизонтали, а по вертикали и соединяет землю с небом (частный случай — трактовка радуги как небесного Моста), человека с богом, низ с верхом. В этом контексте образ жреца (особенно часто в шаманских традициях), воздвигающего мировое (шаманское) дерево (шест, столб и т. п.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя Моста, устанавливающего с его помощью такую же связь (ср. миф о Мосте богов у индейцев Северной Америки). Вертикальный Мост соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевёрнутое дерево в шаманских и некоторых других традициях). У Моста в нижний мир нередко также стоит страж (иногда зооморфный), пропускающий умерших (или живых, отважившихся посетить царство смерти) за определённую мзду или при условии решения некой загадки, успешного прохождения через какое-либо испытание. Впрочем, образ Моста вниз принадлежит к числу нечастых. Чаще встречается образ Моста, по которому души умерших попадают в рай (само направление такого Моста не всегда выявлено). Наиболее известный образец подобного Моста — иранский Чинват.

Лит.: Потебня А. А., Объяснения малорусских и сродных народных песен, [т. 1 — 2], Варшава, 1883; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946 (4 — Переправа; 7 — У огненной реки); Иванов В. В., Топоров В. Н., Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период), М., 1965, с. 165-68; Guйnon R., Le symbolisme du pont, в сб.: Symboles fondamentaux de la science sacrйe, P., 1962; Molй M., Culte, mythe et cosmologie dans l’Iran ancien, P., 1963.

В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar