рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Леопард

Леопард. барс, пантйра. Мифологический образ Леопарда появляется уже в неолитических культурах Чатал-Хююка (7-6-е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8-7-е тыс. до н. э.) в Малой Азии Леопард (обычно два Леопарда), где он выступает как знак женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. Культовая значимость Леопарда прослеживается в более поздних археологических памятниках Малой Азии (периода Трои II) и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах 2-го тыс. до н. э., где Леопард выступает и как женский символ плодородия (обращение к деревьям в архаическом хеттском обряде: «Леопард спал с вами как наложница»), и как «животное богов», входившее в священные царские зверинцы (начиная с древнейшей хеттской надписи Анитты); Леопард и лев — два звериных (зооморфных) символа древнехеттского царя. В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно Леопарду». Типологически близкое использование Леопарда в качестве одного из четырёх (наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображавшихся во время обрядовых плясок, характерно для ряда африканских традиций. В Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул «леопард дома». В африканских мифологиях известны также и боги, представлявшиеся в образе Леопарда (Торе у пигмеев бамбути и др.).
Мифологический образ Леопарда, как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью. В армянском мифе, переданном Мовсесом Хоренаци, рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных животных — барсе, льве и драконе. Образ героя, одетого в леопардовую или барсовую шкуру, известен в греческой (у Гомера Менелай и другие герои на поле боя) и грузинской традициях (у Руставели, видимо, опиравшегося в «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре Леопарда восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей — Леопардов», известны, в частности, у ряда африканских народов (ср. использование шкуры Леопарда как символа жреца в Древнем Египте), связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Символ Леопарда или барса как священного животного использовался также в западноевропейском средневековом эпосе и литературе (явление Леопарда в пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы в первой песне «Ада» Данте и др.).

Лит.: Иванов В. В., Разыскания в области анатолийского языкознания. Хатт. ha-prass, «леопард», как источник хетт. раrsаnа и евразийских названий барса, тигра, в сб.: Этимология, 1976, М., 1978; Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977; Mellaart J. Catal Hьyьk [L., 1967]; Melzian H., Zum Festkalender von Benin, в сб.: Afrikanistische Studien, B., 1955; Ruel M., Leopards and leaders, L., 1969; Ippolitoni Strika F., Miti e riti a Catal Hьyьk. L’elemento femminile e l’elemento maschile, «Annali della facolta di linque e litterature straniere di Ca’Foscari», 1975, t. 14, No 3; Watkins C., The Indo-European family of Greek okiz linguistics, poetics and mythology, в сб.: Indo-European Studies, t. 2, Camb., 1975.

В. В. Иванов

Оцените эту статью
Sidebar