рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Круг

Круг, один из наиболее распространённых элементов мифопоэтической символики гетерогенного происхождения и значения, но чаще всего выражающий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Круг как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца (ср. териоморфные образы змеи, рыбы, дракона, проглатывающих свой собственный хвост), ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр. Круг выступает как универсальная проекция шара, признаваемого идеальным телом как в мифопоэтической, так и в научно-философской традиции [ср. идеи Ксенофана о шаре как образе единства ограниченности и безграничности и о шарообразности божества (см. Диоген Лаэртский IX 19)]. Круг ограничивает внутреннее конечное пространство, но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно. Так, во многих традициях космос представляется именно как шар (графически Круг) или его более или менее опредмеченные варианты (яйцо, черепаха, диск и т. п.), окружённые неорганизованным хаосом. Эта идея нашла отражение и в сильно мифологизированных ранненаучных и философских вариантах [ср. пифагорейское учение о десяти сферах с единым центром (огонь), вокруг которого по Кругу вращается и земля]. Иногда это моделирование посредством Круга сочетается с моделированием с помощью квадрата.
Во временном плане идея Круга находит ещё более полное воплощение. В многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях в самом языке (ср. рус. время из *vert-men — «то, что вращается, возвращается») нашла отражение циклическая концепция времени (см. Календарь, Цикличность). Суточное и годовое круговое движение солнца соединяло цикличность времени с цикличностью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре мегалитических сооружений, связанных с астрономическим счётом времени (ср. кромлехи), или т. н. «круглых» календарей, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру Круга. Все эти представления мотивируют не только типологически частый образ космоса в виде Круга (или шара), но и метонимический образ основного божества в той же форме. Естественно, что в качестве такого божества чаще всего выступает солнце, символизируемое Кругом и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточного и годового движения (ср. дискообразную корону Ра, крылатый диск Атона, солнечную колесницу Аполлона, а также образ солнечного глаза в виде Круга). Схема древа мирового и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею Круга, нередко мультиплицируя её. Прежде всего само солнце (всегда в виде Круга, иногда с крыльями) непременно присутствует в этой схеме. Годовое круговое движение солнца по отношению к оси мирового древа конституирует круговое пространство по горизонтали (в горизонтальной проекции дерево отмечает пуп земли в минимуме и окружность, отделяющую внутренний Круг от внешнего пространства, в максимуме), а суточное круговое движение солнца определяет вертикальную плоскость мирового древа (включая и вариант «антидерева», ср. дерево нижнего мира, бездны, смерти и т. п.). Нередко оба этих круговых движения подкрепляются расположенными по кругу мифологическими объектами, например знаками зодиака (или соответствующих животных) или божественными персонажами (12-членные пантеоны; в частности, олимпийские боги как раз и образуют некий умозрительный Круг, упорядочивающий их множество; ср. хоровод, т. е. тот же Круг, с Аполлоном в центре, в представлениях о музах); не случайно поэтому, что Круг является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов. Характерно, что и «земные боги» также нередко усваивают Круг в качестве эмблемы своего могущества и власти [ср. царские инсигнии в Вавилоне и у хеттов или шар (обычно с крестом над ним) как символ имперского величия и мощи]. Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть в распространённом способе изображения структуры брачных классов как Круг, в структуре архаического поселения в виде Круга; ср. также языковые данные, относящиеся к обозначению как самого поселения (ср. община, из праслав. *obьti — «круглое» в соответствии с так называемыми «круглыми деревнями», нем. Runddorf), так и более крупных объединений, строго говоря, не предполагающих геометрически круглой формы (ср. рус. округ, область, нем. Kreis «уезд», собств. «круг», Bezirk, «округ» и т. п.). Следует отметить также почти универсально распространённую связь Круга и других круглых форм с женским началом. Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них: Круг и крест — центр и 4 направления вселенной; Круг и тетива — власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве); Круг, разделённый надвое, — день и ночь, лето и зима, символ инь и ян в Китае; крылатый Круг — божество, божественный дух; Круг внутри Круга — андрогинизм; 2 Круг — эмблема близнецов (ср. Ашвинов, Диоскуров и др.); 2 соединённых Круга — союз неба и земли (см. Священный брак). Область функционирования Круга многообразна — от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки (см. рис.: здесь будет изображение).

Лит.: Бобринский А. А., О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902; Mьller W., Kreis und Kreuz, В., 1938; его же, Die blaue Hьtte, Wiesbaden, 1954; Loeffler-Delachaux M., Le cercle, [Gen., 1947]; Eliade M., Le mythe de lйternel retour, archйtypes et rйpйtition, [P., 1949]; его же, Centre du monde, temple, maison, Roma, 1957; его же, Le sacrй et le profane, [P., 1965]; Lйvi-Strauss C., Les organisations duahstes existent-elles?, «Bijdragen tot de taal-, land — en volkenkunde», 1956, deel 112; его же, Les structures йlйmentaires de la parentй, 2 йd., P., 1968; Horsch P, The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, «Sino-Indian Studies», 1957, v. 5, No 3-4; Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandalas, «Ethnos», 1958, Bd 23; Leadbeater C. W., The Chakras, 5 ed., Madras, 1958; Metman Ph., Cakra-symbolism and analytical therapy, в сб.: Der Archetyp, Basel-N. Y., 1964, p. 220-24; Leroi-Gourhan A., Les religions de la prйhistoire, P., 1964, Gelling P., Davidson H. E., The chariot of the sun and other rites and symbols of the Northern bronze age, L., 1972.

B. H. Топоров,
M. Б. Мейлах

5 (100%) 2 votes
Sidebar