рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Клитеместра

Клитеместра, Клитемнестра [Кlytaim(n)nstra], в греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Однажды отец Клитеместры забыл почтить жертвой Афродиту, и разгневанная богиня предсказала, что дочерям Тиндарея суждено быть двух — и трёхмужними. Первой эту судьбу испытала Клитеместра: она вышла замуж за Тантала, внука Пелопа, но Агамемнон, убив Тантала и новорождённого сына Клитеместры, принудил её стать его женой (Eur. Iphig. A. 1148-1156). В новом браке Клитеместра родила трёх дочерей (Ифианассу, Хрисофемиду и Лаодику — согласно «Илиаде», IX 144 след.; в послегомеровской традиции вместо Ифианассы упоминается Ифигения, вместо ЛаодикиЭлектра) и сына Ореста. Вражда Клитеместры к Агамемнону, возникшая после убийства её первого мужа и сына, вспыхнула с новой силой, когда Ифигения была принесена отцом в жертву, чтобы обеспечить благополучное отплытие ахейского флота под Трою. Отсутствием Агамемнона воспользовался Эгисф, который давно домогался любви Клитеместры (Ноm. Od. III 248-275). Однако склонить Клитеместру к супружеской измене Эгисфу удалось только после того, как он сослал на необитаемый остров придворного сказителя, которому Агамемнон поручил наблюдать за Клитеместрой. Возвратившийся после победы в Троянской войне Агамемнон был убит Эгисфом. С сер. 6 в. до н. э. в литературной традиции в сюжете убийства Агамемнона возрастает роль Клитеместры. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению (Aeschyl. Agam. 1412-1421, 1521-1529, 1551-1559). Иногда сообщается, что Клитеместра пошла на убийство Агамемнона, боясь разоблачения в его глазах (Pind. Pyth. XI 22-29). Царствуя после этого в Микенах вместе с Эгисфом, Клитеместра в угоду ему всячески притесняет дочь Электру и со страхом ожидает растущего на чужбине Ореста. Последние минуты жизни Клитеместры, погибающей от руки сына, изображаются в афинских трагедиях 5 в. до н. э. по-разному. У Эсхила в «Хоэфорах» (887-891) она готова с оружием в руках защищать свою жизнь против Ореста, у Еврипида в «Электре» образ Клитеместры значительно смягчён, и убивший мать Орест чувствует себя глубоко подавленным, совершив новую кровавую месть. Об отражении сюжетных линий мифа в литературе, изобразительном и музыкально-драматическом искусстве см. в статьях Агамемнон, Ифигения, Электра. См. рис.: здесь будет изображение.

В. Н. Ярхо

Оцените эту статью
Sidebar