Кала
Кала (др.-инд. Kalб, «время»), в древнеиндийской мифологии божество, которое является персонификацией времени.
В ведийской литературе Кала — в значительной мере абстрактное понятие, иногда тождественное брахману и заключающее в себе космогонический принцип (AB XIII 2; XIX 53, 54 и др.). «Майтри-упанишада» называет Кала «великим океаном творений», из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нём исчезают (VI 14-16). В индуизме концепция Кала хотя и конкретизуется (Кала становится божественным сыном васу Дхрувы), но по-прежнему остаётся объектом философских интерпретаций. Эпос рассматривает Кала, с одной стороны, как самостоятельное божество (напр., Мбх. XII 19, 31), с другой — как ипостась Ямы или Шивы (один из эпитетов Шивы — Махакала, т. е. «великий Кала»). Представления о Кала сближаются и часто сливаются с представлениями о боге смерти Мритью. В легенде «Махаб-хараты» о человеке, умершем от укуса змеи, змея настаивает на своей невиновности, объявляя себя орудием Мритью, а Мритью перекладывает ответственность на Кала, воле которого он повинуется (Мбх. XIII 1). Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса Кала) человеческие существования. В этой связи Кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Кала (Рам. VII 106,2). Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом (см. Тримурти) в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира («Маркандейя-пурана» 116, 108).
Лит.: Scheftelowitz I., Die Zeit als Schicksalegottheit in der indischen und iranischen Religion, Stuttg., 1929.
П. А. Гринцеp