рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Ара Гехецик

Ара Гехецик, Ара Прекрасный, в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог. Древний миф об Ара Гехецике и богине Шамирам является вариантом мифов об Осирисе и Исиде, Таммузе и Иштар, Адонисе и Астарте, сложившимся, по-видимому, во 2-м тыс. до н. э. у протоармян Армянского нагорья. В эпосе Ара Гехецик выступает царём армянского государства, Шамирам — царицей Ассирии. Шамирам, пожелавшая иметь своим мужем Ара Гехециком, славившегося красотой, после смерти её супруга Нина отправляет послов с дарами к Ара Гехецику, предлагая ему стать царём Ассирии, либо, удовлетворив её страсть, с миром вернуться в свою страну. Разгневанная его отказом, Шамирам идёт войной на Армению. Своим военачальникам она велит взять Ара Гехецика живым. Однако на поле брани он был убит. Шамирам находит труп Ара Гехецика По её приказу аралезы зализывают раны Ара Гехецика, и он оживает (согласно «Истории» М. Хоренаци, Шамирам лишь распускает слух о том, что аралезы воскресили Ара Гехецика). По-видимому, миф об Ара Гехецике лёг в основу изложенного Платоном мифа об Эре: Эр был убит в сражении, но десять дней спустя его тело было найдено на поле битвы целым и невредимым. Когда на двенадцатый день при совершении погребального обряда его тело положили на костёр, Эр ожил и рассказал об увиденном им на том свете (Plat. R. P., X 614).
По имени Ара Гехецик., согласно преданию, названы Араратская равнина, гора Цахкеванк (около Еревана), второе название которой — «Ара»; легенда об оживлении Ара Гехецика связывается с холмом в селе Лезк (близ города Ван). Ара Гехецик посвящена картина В. Суреньянца «Шамирам у трупа Ара Прекрасного», трагедия Н. Зарьяна «Ара Прекрасный» и др.

Лит.: Матикян А., Ара Гехецик, Вена, 1930 (на арм. яз.); Капанцян Г., Культ Ара Прекрасного, Ер., 1944 (на арм. яз.).

С. Б. Арутюнян

Оцените эту статью
Sidebar