Амазонки
Амазонки (Amazones), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990-993), обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723-725, 416-419). В определённое время года Амазонки вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены Амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). «здесь будет изображение» Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против Амазонок сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Hom. Il. VI 170). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408-415). Тесей взяв в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего Амазонки осадили Афины (Plut. Thes. 26-28). Амазонка Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). Амазонкамприписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об Амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.
Легенды об Амазонках широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.
Лит.: Косвен M. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография» 1947, No 2-3; Hennig B., Ьber die voraussichtlich vцlkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung. «Zeitschrift fьr Ethnologie», 1940, Jg 72; Ninсk M., Das Amazonen Problem «Schweizer Monatshefte» 1940/41, Jg. 20.
А. А. Тахо-Годи
С кругом мифов об Амазонках связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазономахии, т. е. битвы между Амазонками и греческими героями («здесь будет изображение» ) [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах («здесь будет изображение» ), 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи Амазонки рассказу Плиния Старшего (Рlin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй Амазонки для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенc).
Мифы об Амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16-17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «Амазонки» Лопе де Вега, «Амазонки в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об Амазонках обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «Амазонки» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).