рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вяйнямёйнен

Вяйнямёйнен (Vдinдmцinen), Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело-финских рунах Вяйнямёйнен — главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямёйнен заклинаниями сотворил мир (см. в ст. Финно-угорская мифология). Вяйнямёйнен создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т. д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямёйнен из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Культурные деяния Вяйнямёйнен — не только трудовой подвиг, но и магическое действо: для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда — инструмента). Он выведывает их в загробном мире — Туонеле, или пробудив от мёртвого сна великана Випунена. Вяйнямёйнен проникает в утробу Випунена (или тот проглатывает Вяйнямёйнен), строит там кузницу, выковывает шест, которым ранит внутренности великана, плавает на лодке по его «жилам» и выбирается из утробы, исполненный мудрости Випунена. Проникая живым в Туонелу, Вяйнямёйнен обманывает стражей загробного мира — дочерей Туони — и ускользает с того света, приняв облик змеи. Лодка Вяйнямёйнен застревает в хребте огромной щуки, и культурный герой создаёт из хребта струнный музыкальный инструмент — кантеле; его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы, хозяйка воды и хозяйка леса. Вяйнямёйнен возвращает людям похищенные хозяйкой Севера (Похьёлы) Лоухи солнце и месяц (ср. добывание культурных благ в ином мире в германо-скандинавской мифологии и др.). Сам Вяйнямёйнен похищает у жителей Похьёлы источник изобилия — сампо: он усыпляет их с помощью кантеле (иногда — применив «усыпительные иголки» или уговорив солнце светить жарче) и отплывает с сопровождающими его героями (Ёукахайнен, Ильмаринен или другие) на лодке. Неосторожный Ёукахайнен уговаривает Вяйнямёйнен запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование; Вяйнямёйнен воздвигает на пути её корабля скалу, и тот разбивается, но Лоухи настигает Вяйнямёйнен на крыльях, и во время борьбы сампо разбивается (Вяйнямёйнен достаётся часть обломков). Менее отчётливо связан с циклом культурных деяний Вяйнямёйнен миф о деве-лососе Велламо: Вяйнямёйнен ловит чудесную рыбу и хочет приготовить её на обед, но лосось вырывается и оказывается русалкой Велламо. Она упрекает Вяйнямёйнен в неразумности, говоря, что хотела стать его женой, а не быть съеденной; Вяйнямёйнен безуспешно пытается снова поймать Велламо (возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных). Мудрый старец Вяйнямёйнен противопоставляется в карело-финской мифологии молодому самоуверенному Ёукахайнену: в состязании с ним Вяйнямёйнен загоняет соперника в болото и в качестве выкупа получает сестру Ёукахайнена. Вяйнямёйнен выступает также соперником другого культурного героя — кузнеца Ильмаринена — во время сватовства их в Похьёле: Вяйнямёйнен уводит невесту Ильмаринена после брачных испытаний. Загадочный уход Вяйнямёйнен из своей страны также характерен для деяний культурных героев: старец разгневан рождением молодого героя, наречённого царём (Похьёлы или Метцолы), но вынужден уступить место молодому преемнику. Он уплывает прочь в своей лодке.

Лит.: Мелетинский Е. М., К вопросу о генезисе карело-финского эпоса. (Проблема Вяйнямейнена), «Советская этнография», 1960, No 4.

Оцените эту статью
Sidebar