Вишвамитра
Вишвамитра (др.-инд. Viзvamitra, букв. «друг всех»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши. Вишвамитра и его потомкам приписываются гимны третьей мандалы «Ригведы». Согласно одному из этих гимнов, он был сыном царя Кушики и перевёл войско бхаратов через реки Випаш и Шутудри, которые по его повелению опустили перед ним свои воды (РВ III 33; ср. 53, 9). В более поздней традиции Вишвамитра считался царём страны Каньякубджи. Наиболее известные мифы о Вишвамитре связаны с историей его борьбы против брахмана Васиштхи и отражают, по мнению исследователей, соперничество между брахманами и кшатриями в Древней Индии. По одному из этих мифов, Вишвамитра попросил у Васиштхи уступить ему Сурабхи, «корову желаний», и предложил ему за неё своё царство. Васиштха отказался, и тогда Вишвамитра попытался увести корову силой. Однако Сурабхи произвела на свет могучих воинов, которые разогнали войско Вишвамитры. Убедившись в превосходстве брахманов, Вишвамитра оставил царство и предался суровой аскезе, чтобы достичь их могущества (Мбх. I 165). По другому мифу, боги послали к Вишвамитре апсару Менаку, с тем чтобы своей любовью она отвлекла его от подвижничества. Сначала ей это удалось, и от союза Вишвамитры и Менаки родилась Шакунтала. Но затем Вишвамитра преодолел искушение, прогнал Менаку и продолжил свою аскезу (Мбх. I 66; Рам. I 63). Соблазнить Вишвамитру пыталась и апсара Рамбха, но он её проклял, обратив на тысячу лет в камень (Рам. I 64). Сила подвижничества Вишвамитры была такова, что царя Тришанку, врага Васиштхи, он живым поднял в небо, а затем превратил в одну из звёзд созвездия Южного Креста. В конце концов брахманское достоинство Вишвамитры было признано не только богами, но и самим Васиштхой. Вишвамитра имел сто одного сына, но, кроме них, он принял в свою семью отважного и мудрого Шунахшепу и провозгласил его «старшим среди своих сыновей». Пятьдесят младших сыновей Вишвамитры согласились с решением отца, но пятьдесят старших — вознегодовали, и Вишвамитра проклял их, указав, что их потомками станут андхры, пундары и шабары (т. е. неарийские племена), проживающие на окраине мира (Айт.-бр. VII 18). Вишвамитра — один из героев «Рамаяны», и его обитель, по эпическому рассказу, находится у слияния рек Сараю и Ганги (Paм. I 23).
Лит.: Kapadia B. H., Visvamitra in the vedic, epic and the purгnic literature, Vidyanagar, 1972.
П. А. Гринцер