Великаны
Великаны в мифологии, группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени (см. Время мифическое) творения (в эпических традициях — к героическому времени). В строгом мифологическом смысле в категорию Великаны не входят сказочные или эпические Великаны типа киклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов в эпосе грузин и т. п. Антропоморфные исполины этой разновидности, как правило, выполняют просто функции чудовищ-«вредителей», утрачивая черты первосуществ. Иногда чертами Великанов наделяются злые духи (менкв в финно-угорской мифологии и т. п.). Великаны рассматриваются носителями определённой мифологической традиции либо как их собственные предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы). Даже в тех случаях, когда речь идёт о Великанах-предках, они гибнут от руки «своих» богов, составляющих пантеон данной традиции. Возможна (при сведении Великанов на уровень одних из многих чудовищ) и гибель их от руки культурного героя (ср. осетинские сказания о Сослане, отвоёвывающем у Великанов тёплую страну с сочными пастбищами), но всё-таки важнейшим вариантом сюжета гибели Великанов является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой традиции, борьба Тора и ётунов в «Эдде», богов с асурами в индийской мифологии и др.). Таким образом, мотив гибели Великанов соотносится с темой поколений богов, и само существование их (как и многих других тератологических существ) приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона. Великаны оказываются связанными с хаосом, откуда их хтонические качества [тартар у титанов, сторуких и киклопов, порождение великаншами (напр., Ангрбодой) хтонических чудовищ], маргинальное положение в тех случаях, когда они продолжают жить и после окончательного сотворения мира, связь с горами (Прометей, Амирани). Победа над Великанами означает победу над хаосом и шаг к установлению космоса. Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей (ср. Пуруша, Имир, Пань-гу). Единичность такого существа не противоречит данному выше определению Великанов, т. к. оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение даёт начало множественности. Вообще, в последовательных поколениях богов часто можно наблюдать уменьшение размеров, что особенно заметно в постмифологических, прежде всего эпических, традициях, сохраняющих миф в реликтовом виде. Здесь представлены случаи, когда протагонист является Великаном (или весь класс героев-«богатырей» наделён признаками Великанов, как в нартском эпосе, ср. вост.-слав. асилки), и противоположные случаи, когда герой — не Великан (человек), не-герой (противник) — Великан. Первый вариант иногда считают признаком архаического, второй — классического эпоса (В. Я. Пропп). В русском былинном эпосе, где богатырь не является Великаном (или выступает как Великан рядом с человеком и как обычный человек рядом с Великаном, напр. «Илья и идолище», ср. тему встречи нартов с Великаном, превосходящими их размерами), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели Великанов в мифах (ср. гибель нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.). Есть в русском эпосе и мотив Великана-предка — Святогора; характерно при этом, что он обладает рядом общих признаков с богатырём Ильёй.
Лит.: Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4; Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958; Левинтон Г. А., К мотиву гибели великанов, в сб.: Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5), Тарту, 1974; Olrik A., Ragnarцk, die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922.
Г. А. Левинтон