рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Трита (др.-инд.)

Трита, в древнеиндийской мифологии: 1) Трита (др.-инд. Tritб), риши, которому посвящён гимн «Ригведы» (I 105). Трита на дне глубокого колодца, он страшится прекращения своего рода, так как бездетен, просит о спасении Агни и Варуну, жалуется на судьбу, наконец получает избавление от Брихаспати, В других местах «Ригведы» сообщается, что у Трита Индра пил сому, он пригнал для него коров; сам Трита поразил вепря; его жёны (=пальцы) гонят, приводят в движение сому. Выступая как прообраз жреца, совершающего первое жертвоприношение, Трита обнаруживает генетические связи с одноимёнными персонажами; 2) Трита Аптья (др.-инд. Tritв Aptyв, т. е. «Трита, связанный с водой»), одно из второстепенных божеств. В «Ригведе» Трита Аптья упоминается 40 раз в 29 гимнах. Прежде всего подчёркивается его отношение к воде (он сидит, расширяясь в реках, несёт к морю Варуну, восхваляет Апам Напата и т. п.) и к огню (Трита Аптья раздувает огонь на небе, запрягает коня-солнце, сюжетно и в ритуале связан с Агни и т. п.); он же имеет отношение и к небу. В функции соединения бездны и неба (воды и огня), природного и божественного Трита Аптья может, видимо, рассматриваться как прообраз Трита, мифического риши, который пытается решить ту же проблему в нравственном аспекте («что справедливо и что несправедливо»). Из других деяний Трита Аптья отмечаются расчленение Вритры по суставам (в битве, где Трита Аптья помогает Индре), освобождение коров, возжигание огня, подношение сомы Индре; ср. связь Трита Аптья с Сомой, Варуной, грехами, дурными снами; 3) Трита (др.-инд. Tritб, возможно, связано с др.-инд. trtiya, «третий»), один из трёх братьев (именно третий), о котором сообщается в Махабхарате (IX 36, 8 след.), «Джайминия-брахмане» (I 184 и др.). Восстанавливается сюжет: трое братьев, рождённых из золы, брошенной Агни в воду; предательский поступок двух братьев по отношению к третьему (Трита), брошенному ими в колодец; спасение Трита Возможность восстановления общего сюжета и объединения всех трёх носителей имени Трита позволяет говорить о мифологеме, имеющей ближайшие аналогии в иранской традиции (ср. иранский Трита) и, возможно, за её пределами (ср. др.-греч. Тритон и т. п.).

Лит.: Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы, в кн.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1973; Топоров В. Н., Авест. Trita, Traetaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки, «Paideia», 1977, Bd 16, No 3 (Serie orientale, 8); Bloomfield M., Trita, the scape-goat of the gods, «Journal of American Oriental Society», 1894, v. 15, p. 119-23; Rцnnow K., Trita Aptya, eine vedische Gottheit, Uppsala, 1927.

B. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar