Ой Иясе
Ой Иясе, ой иясе, в мифологиях казанских и западносибирских татар, башкир (цй эйрhй, цй эйяhе) «хозяин» дома, домовой, особая разновидность духов эе. В мифологии башкир и казанских татар Ой Иясе покровительствует семье. Его другое название «хозяин двора»: йорт иясе (тат.), йорт эйрhе (башк.). Часто отождествлялся с абзар иясе. Представлялся в образе старика с длинными волосами, считалось, что он живёт под полом дома (куда ему ставили угощение). По ночам Ой Иясе выходит оттуда, иногда работает: прядёт оставшуюся на прялке пряжу (это плохое предзнаменование), просеивает через решето муку (это добрый знак). Этими или другими способами оповещает семью о ближайшем будущем. Предвещая несчастье, Ой Иясе всю ночь ходит по дому, тяжело вздыхает, стонет. При переселении в новый дом Ой Иясе обычно приглашали с собой. Представления казанских татар и башкир об Ой Иясе близки воззрениям о домовом финноязычных народов Поволжья и восточных славян и, видимо, генетически связаны с мифологическими традициями местного финно-угорского населения. В мифологии западносибирских татар Ой Иясе — злой дух в виде безобразной старухи. Ой Иясе ночами, невидимая, бегает по дому, шуршит, плачет, всячески беспокоит людей. Считалось, что кто-нибудь заболеет или умрёт, если в доме заведётся Ой Иясе Поэтому люди, уверенные, что в их доме поселилась Ой Иясе, старались дом продать. Женский облик отражает раннюю стадию развития образа (ср. приписывание Ой Иясе женских занятий у башкир и казанских татар).
В мифологиях других тюркоязычных народов образ домового встречается также у татар-мишарей (йорт иясе), карачаевцев (юй ийеси), чувашей (херт-сурт), турок (эв бекчиси), якутов, ногайцев (уьй иеси).
Лит.: Кайюм-Насыров, Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства, в кн.: Записки имп. Русского географического общества по отделению этнографии, т. 6, СПБ, 1880; Татары Среднего поволжья и приуралья, М., 1967, с. 361-62; Валеев Ф. Т., О религиозных представлениях западносибирских татар, в кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, Л., 1976, с. 325.
В. Н. Басилов