Мемнон
Мемнон (Memnon), в греческой мифологии царь Эфиопии, союзник троянцев в Троянской войне. Сын Эос и брата Приама Тифона (Hes. Theog. 984 след.) (см. рис.:здесь будет изображение). После гибели Гектора Мемнон в доспехах, изготовленных Гефестом, приходит на помощь троянцам. Поединок Мемнона с Аяксом Теламонидом не даёт перевеса ни одному из сражающихся; в другом бою Мемнон видит Нестора, замешкавшегося на своей колеснице, и пытается его убить, но на защиту Нестора приходит Антилох (Pind. Pyth. VI 28-42), он сражается с Мемноном и гибнет от его руки. Разгневанный Ахилл вступает в единоборство с Мемноном (Procl. Chrest. II), причём матери обоих героев Фетида и Эос молят Зевса заступиться за их сыновей, и весы судьбы указывают Зевсу, что наступил смертный час Мемнона. Эос получает от Зевса разрешение похоронить тело сына на его родине, в Эфиопии. Поскольку греки, видевшие в Эфиопии сказочную страну, локализовали её достаточно неопределённо — где-то на юге, то родиной Мемнона называли весьма отдалённые друг от друга районы Сирии, Сусианы (Herodot. V 53 след.; VII 151) и даже Египта: в Абидосе показывали дворец Мемнона; в египетских Фивах Мемнону был выстроен храм, по названию которого вся западная часть города получила название Мемнония (Strab. XV 3, 2; XVII 1, 37, 42); одна из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III, считалась изображением Мемнона. Повреждённая во время землетрясения статуя издавала на рассвете звук, который воспринимался как приветствие Мемнона своей матери Эос (Paus. I 42, 3). Жители северной Фригии показывали могилу Мемнона у устья реки Эсеп (Strab. XIII 1, 11); по их рассказам, чтобы оплакать гибель Мемнона, сюда ежегодно прилетают птицы-мемнониды, сотворённые Зевсом из праха Мемнона (по другой версии, в птиц были превращены спутники Мемнона под Троей); они устраивают над могилой кровавый бой, пока половина из них не погибнет. Миф о Мемноне послужил сюжетом не дошедшей послегомеровской поэмы «Эфиопида» и также не сохранившихся трагедий Эсхила («Мемнон» и «Взвешивание душ», frg. 191-209) и Софокла («Мемнон»). У римских поэтов особым вниманием пользовались сюжеты: «горе Эос» (роса — слёзы, которые она ежегодно проливает по сыну) и «превращение праха Мемнона в птиц» (Ovid. Met. XIII 576-622). Наиболее подробное описание участия Мемнона в Троянской войне и его погребения — у Квинта Смирнского в «Послегомеровском эпосе» (II 100-189, 235-266, 300-340, 395-660).
В. Н. Ярхо