рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Кама

Кама (др.-инд. kama, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. Кама определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Образ Камы получает развитие в эпической литературе: он — сын Лакшми, супруг Рати и Прити («любви»), отец Тришны («жажды»), один из вишведева. Согласно одному из мифов, Кама нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил Каму, но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его. Кама изображался юношей, восседающим на попугае (также — на колеснице); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть (ср. античные параллели — Эрот, Амур). На знамени Камы изображен макара (фантастическое морское животное), во чреве которого Кама, согласно легенде, жил некоторое время. Пренебрежение дарами Камы считалось тяжким грехом: в «Махаб-харате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречен в течение года быть евнухом. Понятие Кама служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трех высших варн. Наставления в Каме составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, ок. 3-4 вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.

Лит.: Schmidt R., Beitrдge zur indiaschen Erotik, Lpz, 1902, его же, Liebe und Ehe im alten und modernen Indien, B., 1904, Thomas P., Kama Kalpa or the Hindu ritual of love, 9 ed., Bombay, 1958, Fiseг I., Indian erotics of the oldest period, Praha, 1966

Оцените эту статью
Sidebar