рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Кальпа

Кальпа (kalpa, «порядок», «закон»), по индуистскому мифологическому исчислению «день-и-ночь» Брахмы, или 24 000 «божественных» лет, соответствующих 8 640 000 000 «человеческих» (тысяча лет жизни людей приравнивается одному дню богов). Первую половину Кальпы — 4 320 000 000 «человеческих» лет, разделенных на 1000 махаюг (см. Юга) или манвантар (см. Ману), — составляет один «день» Брахмы, который иногда называют просто Кальпой. В конце этой половины происходит уничтожение (пралая) материального мира и сонма богов, а затем наступает «ночь» Брахмы — вторая половина Кальпы. По её завершении следует новое творение и начинается новая Кальпа. По той же мифологической хронологии, Брахма живет 100 «собственных» лет. Когда эти 100 лет истекают, происходит великое уничтожение (махапралая): гибнут космос и главные боги, торжествует хаос. Однако спустя еще столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, хаос постепенно упорядочивается, рождается новый Брахма и начинается новый цикл кальп. Считается, что нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни. Эсхатологические мотивы, отраженные в понятии Кальпы, аналогичны широко распространенным мифологическим представлениям о цикличности времени, гибели и новом возрождении мира в сходных формах; ср. пифагорейское учение о «великом годе», «Прорицание вельвы» в «Старшей Эдде» и «Видение Гюльви» «Младшей Эдды», древнекитайские, древнеиранские, древнемексиканские и другие эсхатологические мифы.

Лит.: Wilson H. H., The Vishnu Purбna, Calcutta, 1972

П. А. Гринцер

У народов, воспринявших буддизм, который сохранил индуистское представление о Кальпе, понятие Кальпы частично модифицируется. В мифологии монгольских народов Кальпа (монг. галав, бурят, галаб, калм. hалв) — вселенная в её временном измерении. Выражение «кальпа-мир» (монг. галав дэлхий, бурят, галаб дэлхэй) в зачинах эпических поэм означает изначальное состояние вселенной. Кальпа осмысливается как хаос (включая первичный хаос, который в осложненном буддийскими мотивами космогоническом мифе густеет от ветра, высушивается огнем, смачивается дождем и превращается в землю). Светопреставление определяется как «перетекание Кальп» (монг. галав юул-эх), «обращение Кальп» (бурят. галаб эрьелтэ), таким образом понятие Кальпы приобретает в какой-то мере эсхатологическое значение — катаклизм, катастрофа, стихия — всемирный потоп (бурят. уhан галаб, калм. усн hалв, букв. «водная Кальпа»), всемирный пожар (бурят, гал галаб, «огненная Кальпа»), всеобщая гибель (бурят. мяхан галаб, букв. «мясная Кальпа»).

C. Ю. Неклюдов

Оцените эту статью
Sidebar