Лилия
Лилия. В мифологии Лилия обладает общей для цветов амбивалентной семантикой. Лилия (прежде всего белая Лилия) ассоциируется с чистотой, невинностью. В христианстве она является атрибутом некоторых святых, а также связывается с невинностью девы Марии в иконографии благовещения, вытесняя с эпохи Возрождения более ранний атрибут архангела Гавриила — масличную ветвь. Согласно народным поверьям, сломавший Лилию лишает невинности девушку. Семитские народы объясняют происхождение Лилии из слёз Евы, изгнанной из рая. С другой стороны, Лилию связывают со смертью и загробным миром: так, Персефона была похищена Аидом в подземное царство в тот момент, когда она собирала Лилии и фиалки (Ovid. Met. V 392); у некоторых народов считалось, что в облике Лилии появляются души умерших людей и что Лилии вырастают на могилах невинно осуждённых. Исходя из хтонической семантики Лилии, можно проследить её связи с плодородием (по греческому мифу, Лилии, подобно Млечному пути, произошли из капель молока Геры; включение Лилии в королевский герб Франции символизирует процветание). Водяная Лилия разделяет мифологическое значение лотоса как цветка, возникшего из первоначального мирового океана и служившего колыбелью солнцу. Сходная семантика характерна для изобразительного искусства индейцев майя, где Лилия является атрибутом крокодила, несущего на своей спине землю. Согласно мифу догонов Мали, агнец, оплодотворивший солнце, спускается с неба по радуге в озеро с цветущими в нём водяными Лилиями. Семантика плодородия проясняет связанные с Лилиями (преимущественно красными, т. н. тигровыми) эротические импликации, присутствующие в библейской Песни песней (2,2; 5,13).
М. Б. Мейлах
Символ чистоты и праведности (Матф. 6,28), Лилия — распространенный мотив средневековой мистической литературы и искусства. В позднесредневековом и народном европейском искусстве Лилия могла даже контаминироваться с древом жизни и крестом (сцены с Христом, распятым на Лилии). Мотив стилизованной Лилии («флёр-де-лис») как эмблемы королевской власти характерен для французской геральдики. Метафорика Лилии усиленно культивировалась также в искусстве романтизма и символизма.
М. Н. Соколов