Ганеша
Ганеша (др.-инд. Ganesa), или Ганапбти (Ganapati), в индуистской мифологии «владыка ганы», низших божеств, которые составляли свиту Шивы (см. рис.:здесь будет изображение). В ведийской литературе Ганеша как самостоятельное божество не фигурирует, а титул «Ганапати» принадлежал самому Шиве, или Рудре (Тайт.-самх. IV 5, 4; Майтр.-самх. III 1, 3). В эпосе и пуранах Ганеша — сын Шивы и Парвати. Он изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень. Детали внешнего облика Ганеши получают объяснение в нескольких мифах, подробно изложенных в «Брахмавайварта-пуране» и «Ганеша-пуране». Один из таких мифов рассказывает, что на празднество рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани (персонификация планеты Сатурн); из мести тот испепелил взглядом голову младенца, и Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится; таким существом оказался слон. По другому мифу, сам Шива в гневе отрезал голову своему сыну, когда тот не пустил его в покои Парвати; затем, однако, чтобы утешить свою супругу, он приставил к туловищу Ганеши голову находившегося неподалёку слона. Один из своих бивней Ганеша, как сообщает легенда, потерял в поединке с Парашурамой: Парашурама пришёл навестить Шиву, но Шива спал, и Ганеша отказался его пустить; тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсёк его правый бивень. Ещё одна легенда говорит, что Ганеша сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в крысу, которая стала ездовым животным (ваханой) Ганеши. Хотя Ганеша возглавляет свиту Шивы, главная его функция в индуистской мифологии связана не с этой его ролью, а с тем, что он считается богом мудрости и устранителем препятствий (показательные имена жён Ганеши: Буддхи — «разум» и Сиддхи — «успех»). Индуисты призывают Ганешу в помощь, предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, в частности с обращения к Ганеше, как правило, начинаются санскритские сочинения. Ганеша принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; его изображения и храмы широко распространены в Индии, особенно на юге.
Лит.: Gettу A., Ganesб, a Monograph on the Elephant — Faced God, Oxf., 1963.
П. А. Гринцер