Ашвамедха
Ашвамедха (др.-инд. asvamedha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагаре), Мифы об Ашвамедха отражают реальную церемонию жертвоприношения, засви — детельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к Ашвамедхе Затем возводили особое ритуальное сооружение — причинаванса, матица которого ориентирована на восток; внутри размещались очаги для трёх ритуальных огней; к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы: в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж Ашвамедхи был столь велик, что совершившего сто Ашвамедха считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с Ашвамедха связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих, — уп. I l и др.). Ашвамедха подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал Ашвамедха обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.
Лит.: Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-«конь», в кн: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, M., 1974; с 75-138; Dumont P. E., Asvamedha. Description du sacrifice solennel du cheval dans le culte ve dique…, P., 1972; Bhawe Sh., Die Yajus des Asvamedha, Stuttg., 1939; Kirfel W., Der Asvamedha und der Purasamedha, в кн.; Altund Neu-Indische Studien, t. 7, Hamb., 1951, S. 39-50; Kane P. V. History of Dharmasastra, v, pt 2. Poona, 1941.
B. H. Топоров