рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Апсары

Апсары, апсарбс (др.-инд. apsaras, возможно, «вышедшая из воды»), в ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод (ср. с греч. нимфами, славянскими русалками и т. п.) и жён или возлюбленных гандхарвов Апсары упоминаются в «Ригведе» (X 123, 5; 10, 4 и др.) и «Атхарваведе» (X 9,9; XI 6, 4; 7, 27 и др.).
Согласно ведическим текстам, Апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.
В индуистской мифологии Апсары, оставаясь жёнами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» (I 45) рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и т. к. ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
По «Хариванше» и «Ваю-пуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых Апсаров (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Число Апсар в пуранах колеблется от двух-трёх десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
К высшему, «божественному» (дайвика) разряду относятся Апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асуров либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы сделать их равными богам. Так, Апсары — Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга; Апсары — Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны; Апсары — Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.
Апсары по своему желанию способны как угодно менять свой облик, но обычно они изображаются прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами.
По эпическим представлениям, они ублажают в раю Индры (сварге) смертных воинов, которые пали героями на поле брани («здесь будет рисунок»).

П. А. Гринцер

Оцените эту статью
Sidebar