рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Алкмеон

Алкмеон (Alkmaion), в греческой мифологии сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив из-за предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал Алкмеону возглавить войско эпигонов не раньше, чем он отомстит за него матери; поэтому Алкмеон, достигнув зрелости, убил Эрифилу, но затем впал в безумие, от которого был исцелен богами. Эта древнейшая версия мифа составляла, очевидно, содержание несохранившейся эпической поэмы «Алкмеониды», в то время как более поздние источники чаще относят убийство Эрифилы ко времени возвращения Алкмеона из похода эпигонов и особое внимание уделяют его скитаниям в поисках очищения от пролитой крови матери и избавления от безумия. По версии, разработанной Еврипидом (в несохранившейся трагедии «Алкмеон в Псофиде»), Алкмеон очистил царь Фегей, на дочери которого Алфесибее (или Арсиное) Алкмеон женился. Но вскоре им снова овладело безумие, и после долгих странствий он оказался на острове, образовавшемся в устье Ахелоя благодаря речным наносам, и там успокоился, ибо все произошло согласно предсказанию, что он обретёт спокойствие лишь на той земле, которая не существовала еще в момент совершения убийства матери. Здесь он женился на Каллирое, дочери речного бога Ахелоя. Со временем Каллироя стала требовать от мужа ожерелье Гармонии, которое он раньше подарил Алфесибее. Алкмеон отправился в Псофиду и стал просить ожерелье под предлогом, что собирается его посвятить дельфийскому оракулу. Однако обман Алкмеона раскрылся и он был убит либо самим Фегеем, либо его сыновьями. Источником этого мифа, видимо, послужило местное сказание, поскольку в Псофиде еще в историческое время показывали могилу A. (Paus. VIII 24, 7).
Особым вариантом мифа об Алкмеоне являлась история, составившая содержание поздней трагедии Еврипида «Алкмеон в Коринфе» (не сохранилась). В ней изображалась связь Алкмеона с Манто, родившей ему двоих детей, вынужденная разлука с ними и последующее узнавание. У трагического поэта Астидаманта (4 в. до н. э.) взаимное неведение приводило к кровосмесительной связи Алкмеона с дочерью (Aristot. Poet. 14 p. 1453 в 33).

В. Н. Ярхо

Сюжеты мифа легли в основу ряда трагедий 17-18 вв., («Алкмеон» А. Арди; «Эрифила» Вольтера и др.); особую популярность приобрели они в музыкально-драматическом искусстве (около 30 опер, в т. ч. «Арсиноя» П. Франческини; «Эрифила» О. Ариости; «Арсиноя» Р. Кайзера, «Арсиноя» А. Кальдары, «Эрифила» Й. Мысливечека, «Эрифила» А. Саккини).

Оцените эту статью
Sidebar