рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Афрасиаб

Афрасиаб, 1) в иранской мифологии (на фарси) предводитель туранцев, злейших врагов веры Заратуштры, ведших непрерывные войны с иранцами. В «Авесте» Афрасиаб, именуемый Франграсйаном, вознамерился похитить царственный нимб (хварно, фарн), опустившийся на дно озера Ворукаша, и просит Ардвисуру Анахиту помочь ему. Но та отказывает в его просьбе («Яшт» V). Сняв одежды, он трижды ныряет в озеро, чтобы поймать хварно, но безуспешно (XIX).
По более поздним преданиям (особенно в «Шахнаме»), Афрасиаб, сын Пашанга, происходит из рода Тура, который коварно убил родоначальника оседлых иранцев Эраджа и был за это убит внуком Эраджа Манучехром. Это послужило поводом к началу войны туранцев против иранцев. С воцарением в Иране легендарной династии Кейянидов борьбу кочевников-туранцев возглавляет Афрасиаб — злой царь-колдун, выступающий как мститель за погибшего Тура. Устроив разбойный налёт на Иран, Афрасиаб убивает одного из царей (предшественников династии Кейянидов) Навзара (в «Авесте» — Наотар) и пленит иранских богатырей. Их спасают из плена с помощью добродетельного брата Афрасиаба — Агрераса (в «Авесте» — Агрэрата), за что Афрасиаб казнит его. Иранцам удается изгнать войска Афрасиаба и установить временный мир, но борьба продолжается и далее из-за коварства Афрасиаба Со стороны иранцев эту борьбу возглавляет Рустам, сам ставший жертвой коварства Афрасиа ба Охотясь во владениях вассала Афрасиаба — саманганского царя, Рустам влюбляется в его дочь, у которой от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить Афрасиаб Скрыв от Сухраба имя его отца, Афрасиаб посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно. Подобная же судьба постигает и сына иранского шаха Сиявуша, рождённого от дочери другого брата Афрасиаба — злодея Гарсиваза. Оскорблённый отцом, Сиявуш уезжает к Афрасиабу Тот встречает его сначала ласково, выдает за него свою дочь Фарангис и поручает управление подвассальной областью, но затем коварно, с помощью подосланного убийцы уничтожает его. Это служит поводом к новой войне с иранцами, мстящими за гибель Сиявуша. Сын Сиявуша, праведный шах Ирана Кай Хусроу, вместе с Рустамом доводит эту войну до победного конца. Афрасиаб пытается скрыться после поражения в водах озера Зарра, но выходит на крики своего брата Гарсиваза, которого избивают иранцы. Отшельник Хумамм убивает Афрасиаба Добродетельный Кай Хусроу освобождает из плена сына Афрасиаба Джахну, передаёт ему трон отца и устанавливает мир между Ираном и Тураном (см. рис.).
В текстах 10 в. (М. Нершахи, История Бухары, рус. Пер. 1897) Афрасиаб выступает чародеем, который принадлежит к потомству царя Нуха (библейского Ноя) и живёт две тысячи лет. Афрасиаб убивает своего зятя Сиявуша. В течение двух лет Афрасиаб, обосновавшийся в укреплённом селении Рамтин (современный Рамитан, близ Бухары), выдерживает осаду войск Кая Хусроу, сына Сиявуша (пришедшего с большим войском, чтобы отомстить за убийство своего отца) Но Кай Хусроу овладевает Рамтином и убивает Афрасиаб Миф о борьбе предводителя туранцев Афрасиаб против иранцев отражает реально-исторические набеги кочевых иранских (а позже тюркских) племён на поселения иранских земледельческих общин.

И. С. Брагинский

2) В мифологии турок, азербайджанцев, узбеков, туркмен Афрасиаб — персонаж иранского происхождения, прародитель тюркоязычных народов, царь тюрок, богатырь, предводитель тюркских племён, совершавший завоевательные набеги на соседей. Образ Афрасиаба вобрал в себя черты ряда аналогичных персонажей мифологии тюрок (в частности, родоначальника тюрок Алп-Эр-Тонга, почитавшегося вплоть до 11 в.). От Афрасиаба вели своё происхождение Караханиды и Сельджукиды. В ряде средневековых источников приводится миф о попытке Афрасиаба избежать смерти. Один из его вариантов повествует, что Афрасиаб построил крепость с высокими стальными стенами, замуровав все щели и входы в нее. На стальных балках были подвешены искусственные солнце, звезды и луна. Афрасиаб принёс жертвы богине красоты и могущества Ардвисуре Анахите, надеясь, что она одарит его бессмертием. Но однажды, гуляя в своем искусственно освещенном саду, Афрасиаб все же увидел ангела смерти в образе человека с тёмной кожей и злым лицом, и смерть настигла его.

Лит.: Короглы X., Огузский героический эпос, М., 1976, с. 90-95.

В. Н. Басилов

5 (100%) 1 vote
Sidebar